Изучение опыта деятельности социальных педагогов по выбору целевой технологии позволило выделить в ней основные этапы, о которых уже шла речь. Особенности деятельности социального педагога на каждом из этих этапов определяются многими факторами. Среди них наиболее существенными являются:
уровень профессионализма специалиста – социального педагога. В частности, свои особенности деятельности у начинающего социального педагога; и у педагога, имеющего определенный опыт социально-педагогической работы; и у специалиста – высококвалифицированного профессионала. Подобное можно наблюдать и в семьях, анализируя деятельность родителей, имеющих одного, двух и более детей;
особенности объекта и его социально-педагогические проблемы, которые требуют решения с помощью специалистов;
специфика самой социально-педагогической технологии и условий ее практической реализации;
профессиональная компетенция по каждому этапу деятельности социального педагога, его личный опыт социально-педагогической работы с определенной категорией людей по решению соответствующих социально-педагогических проблем;
мотивация деятельности социального педагога;
стиль его профессиональной деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что всякое раскрытие особенностей будет только индивидуальным проявлением конкретного специалиста в профессиональной деятельности при использовании определенной социально-педагогической технологии. Поэтому представим лишь наиболее общие особенности, характерные для основных этапов профессиональной деятельности социального педагога.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.
Для социального педагога на этом этапе характерно:
Стремление как можно лучше и полнее познать индивидуальность объекта социально-педагогической работы. Его интересует, в частности, информация:
о патологии, характерной для объекта работы: характер патологии и ее причины; динамика развития и проявления патологии на период работы с ним (прогрессирующая, стабильная, переменная и пр.); перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации, показания и предупреждения, и др.;
об индивидуальном потенциале клиента, на который можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в преодолении или снижении уровня патологии; компенсационные, коррекционные и прочие возможности клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности объекта в целом, и др.;
об индивидуальных возможностях объекта в самосовершенствовании, преодолении своих социально-педагогических проблем: мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем; позитивный опыт самостоятельного решения тех или иных проблем; активность и настойчивость в работе над собой, и др.;
о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;
об особенностях развития и воспитания в целом;
стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности влияния на клиента;
стремление определить социально-педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента:
осознаваемая и (или) неосознаваемая позитивная и (или) негативная роль среды в решении социально-педагогических проблем клиента;
возможности повышения позитивной социально-педагогической роли среды в работе с клиентом;
участие в социально-педагогической работе с клиентом лиц из его непосредственного окружения;
Похожие статьи:
Разработка методики проведения занятий с использованием ИТ
Изучение и использование ИТ в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. В рамках данной курсовой мы рассмотрели государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050500 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)». На основании Государственного образовательного ...
Психофизиологические основы развития речи
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Однако и ...