Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии

Новая педагогика » Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии » Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии

Страница 2

стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники. Опираясь на источники, социальный педагог собирает в каждом конкретном случае необходимую первичную информацию, на основе которой принимается решение о диагностической деятельности. Главные задачи ее:

получить наиболее полную информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечения квалифицированной реализации последующих этапов (подэтапов) общей социально-педагогической технологии работы с клиентом;

уточнить социально-педагогические проблемы клиента;

подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности. В каждой ступени такая информация может быть различна.

Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).

Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, исследуя социальную ситуацию развития детей, необходимо опираться на соответствующие исследования, характеризующие ее сущность; изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности.

На основе теоретического представления о предмете диагностики у социального педагога формируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ "Я", труднообучаемость, трудновоспитуемость и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники).

За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования – это способы полученися и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой.

На вооружении социального педагога находятся такие педагогические методы, как наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, педагогический консилиум, ситуации свободной деятельности, естественный и формирующий эксперимент.

Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:

Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.

Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.

Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.

Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.

При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.

Социально-педагогическое прогнозирование. Такая деятельность в каждом социально-педагогическом учреждении своя и в работе социального педагога индивидуальна. Ее назначение – выявить, что реально в данной ситуации можно решать (пытаться решать) на начальном этапе социально-педагогической работы с клиентом, т.е. определить прогнозируемую цель зоны ближайшего развития, воспитания, коррекции развития, педагогической реабилитации и пр.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Правила по технике безопасности
Перед началом работы : привести в порядок рабочую одежду; застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправить халат (комбинезон), чтобы не было развевающихся концов, убрать волосы под головной убор; небрежно надетая одежда может привести к травме; убедиться в исправности станка; осмотреть ограждение зубчатых колес, приводных ремней и гитары станка; проверить, не оборван или заземляющий провод; про ...

Анализ основного периода
Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач. Мной были поставлены следующие задачи: выполнение программы досуг, активный и познавательный отдых. формирование временного коллектива; психологический климат в отряде; В первой половине основного периода (5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Для выполнения этой задачи на пл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru