Структура, план, и формы реализации лекционных и семинарских занятии

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Структура, план, и формы реализации лекционных и семинарских занятии

Страница 1

Тема: Коэволюция науки и общества.

План.

1. Проведение лекционного - семинарского занятия.

2. Функции лекционно-семинарских занятии.

Лекционно-семинарское занятие на тему " Коэволюция науки и общества".

Функции лекционно-семинарской системы обучения.

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:

Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;

Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.

В ряду глобальных перемен, которыми было отмечено в истории человечества прошедшее столетие, одним из более ярких и значимых явлении стало изменение роли науки в жизни общества. Современная мировая наука и научное сообщество фактически оформились как одна из определяющих подсистем внутри сложнейших систем, какими являются человечество и экосфера Земли в целом. Поэтому обеспечение оптимальных условий функционирования научной сферы становится одной из важнейших задач общества. Хотя на протяжении веков наука играла огромную роль в истории и развитии цивилизации, она всегда оставалась уделом очень небольших групп общества. Подавляющая часть общества могла себе позволить даже не догадываться о существовании этих людей. С началом научно технического прогресса игнорирование сменилось интересом и уважением. Творцы изрыгающих пар и электрические искры машин и механизмов вызывали любопытство и интерес обывателей. Страх перед разрушительным могуществом науки, прокатившийся по всему миру после ядерной фобии 50-х годов постепенно сменился более трезвым отношением.

Изучением и анализом феномена науки занимаются специальные научные дисциплины. Это древнейшая из наук- философия (история философии по существу и есть история развития человеческой мысли, т.е. науки), и относительно недавно появившиеся науковедение, наукометрия, история естествознания и другие. Они дают массу необходимого и полезного материала для анализа и понимания внутренней логики и закономерностей развития науки, ее работы на различных этапах человеческой истории, значения отдельных дисциплин, отдельных учёны и открытий в прогрессе цивилизации. Задача этих наук - осмыслить феномен науки и дать обществу, в том числе и самим учёным, возможность оценивать, сравнивать состояние и роль различных направлений, понимать тенденции и перспективы их развития, организовывать функционирование науки и обеспечивать поддержку научного сообщества государственными органами и обществом.

Еще совсем недавно многие из этих вопросов могли показаться достаточно нелепыми для ученого. Но за прошедшее столетие наука перестала быть изолированной, оторванной от остальной жизни сферой деятельности не большого курса энтузиастов-одиночек. Задачи , стоящие перед человечеством, столь важны в буквальном смысле жизненно важны для его будущего, что занятие наукой перестало быть личным делом и превратилось в важнейшую общественную задачу, общественную миссию. Фактически, современная наука обязана дать ответ на вопрос о будущем человечества: " Возможно ли бесконечное прогрессивное развитие (прогрессивная эволюция) в практически замкнутой ограниченной системе, каковой является планета Земля?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru