Научно-педагогические требования к компьютерным учебным пособиям

Страница 1

В последнее время появляется огромное количество более или менее удачных компьютерных и мультимедийных продуктов, где практически всегда отсутствуют методические материалы по их использованию. Такие компьютерные учебные продукты, как утверждает Розов Н.Х. в своей статье, не являются полноценными компьютерными продуктами. Разработка учебного пособия должна производиться по блокам, или модулям. Так как в целостном продукте могут быть использованы лишь какие-то отдельные фрагменты. Поэтому весьма перспективно создавать «набор миниатюр». Компьютер в этом плане открывает совершенно неограниченные возможности познать красоту и разнообразие геометрии мира (Н.Х. Розов).

Еще немало важный момент – это сложность обучающих компьютерных продуктов. Чем меньше времени учитель-предметник затратит на предварительное изучение правил работы с продуктом, тем легче ему будет освоить и эффективно внедрить его в учебный процесс. «Высший профессионализм разработчика как раз в том и должен заключаться, чтобы созданная им программа автоматически выполняла максимум нужных манипуляций с материалом при минимуме простых команд пользователя».

При создании таких учебных продуктов очень важно учитывать психолого-педагогические особенности учеников. Отметим психолого-педагогические требования, которым должна удовлетворять обучающая программа:

научность содержания: обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности с учетом основных принципов педагогики, психологии, теории системного дизайна;

открытость: возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой – целями обучения; обеспечение возможности модификации, внесения изменений в способы управления учебной деятельностью;

целенаправленность: обеспечение обучаемого постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей; стимуляция тех видов познавательной активности обучаемых, которые необходимы для достижения основных учебных целей;

обеспечение мотивации: стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью, причем мотивация не должна идти за счет интереса к самому компьютеру;

наличие входного контроля: диагностика обучаемого перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи;

индивидуализация обучения: содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых и строиться с учетом уже приобретенных, знаний, умений и навыков; для реализации индивидуального подхода программа должна включать динамическую модель изучаемого объекта;

обеспечение обучения в сотрудничестве: программа должна по возможности моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;

креативность: программа должна формировать логическое и системное мышление, обеспечивать подготовку специалистов с творческим потенциалом, способных видеть противоречия, а также самостоятельно ставить и решать проблемы; исключение таких нежелательных последствий компьютеризации, как чрезмерная алгоритмизация мыслительной деятельности, пассивность мышления, отказ от самостоятельных усилий в достижении целей;

обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть, педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения;

наличие развитой системы помощи: система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучаемого;

наличие многоуровневой организации учебного материала, базы знаний и банка заданий: соблюдение данных требований позволяет организовать систему повторов по спирали с постоянной опорой на зону ближайшего развития, добавлением на каждом уровне повторения нового, более расширенного, конкретизированного материала и использованием неповторяющихся задач;

педагогическая гибкость: программа должна позволять обучаемому самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения, характера помощи, последовательности и темпа подачи учебного материала; должна быть обеспечена возможность доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой ее точке;

возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучаемым ошибочных действий;

наличие специально отведённого места для рефлексии обучаемых; программа должна накапливать результаты рефлексии с целью последующей корректировки обучающих воздействий;

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Формирование темповой организации высказывания
Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа: 1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и ...

Воспитание и социализация, портрет выпускника современной школы
Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, что является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития страны. Решение задач воспитания и социализации требует выстраивания системы социальных отношений внутри школы, чему помогут различные творческие проекты. Научить школьников рассуждать, убеждать, стави ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru