Научно-педагогические требования к компьютерным учебным пособиям

Страница 2

наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса; программа должна адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, анимации, гипертекста, мультимедиа; обучаемый должен иметь возможность пролистывания информационного материала в обоих направлениях «вперед-назад» с возможностью установления типа и размера шрифта, а также повторения любого фрагмента желаемое число раз;

обеспечение возможности получения твердой копии статических (текстовых, графических, иллюстративных) разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, ее редактирования и распечатки без выхода из самого программного продукта;

наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;

наличие блока контроля утомления обучаемого, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие «банки» шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.;

надёжность работы и системная целостность; техническая корректность;

защита от случайного или неправильного нажатия; обеспечение адекватной реакции на любые, даже самые неожиданные ответы обучаемых; программа не должна «зависать» из-за непредвиденной последовательности срабатывания отдельных ее модулей или других причин; необходимо использовать иерархическую древовидную структуру различных программ и возможность отступления на предыдущий уровень в случае возникновения сбоя в работе системы.

Компьютер наряду с другими средствами обучения, а также методами и формами обучения является одним из способов реализации дидактических принципов, следовательно, последние должны задавать направление в решении вопросов использования компьютеров, а не наоборот.

При формировании дидактических требований к обучающим программам следует, прежде всего, ориентироваться на принципы обучения, содержание которых базируется на современных теоретических достижениях в области педагогики и психологии, что и позволяет использовать их в качестве системы дидактических требований:

1. Принцип научности диктует целый ряд требований к обучающим программам:

обучающие программы целесообразно наполнять таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью компьютера;

содержание программ должно соответствовать современному состоянию научного знания;

способы усвоения учебного материала, предусмотренные программой, должны быть адекватны современным научным методам познания и динамично меняться, обеспечивая быстрое перенастраивание программного продукта в соответствии с изменяющимися требованиями.

2. Принцип наглядности формирует следующие требования к обучающим программам:

в них при отражении чувственного объекта не следует увлекаться натурализмом: в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы;

модель, содержащуюся в программе, следует предъявлять в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т. д.;

наиболее важное требование, состоит в том, что с помощью обучающих программ необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовывать деятельность учащихся по его преобразованию.

3. Принцип систематичности и последовательности может быть наиболее оптимально реализован с помощью обучающих программ следующим образом:

в объектах или явлениях, представляемых с помощью компьютерных программ, должны быть выделены основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представлять этот объект или языковое явление в виде целостного образования;

наряду с этим, алгоритм, в соответствии, с которым строится деятельность обучаемого по усвоению материала, должен отражать логику его системного анализа.

4. Принцип активности. Поскольку активность обусловлена сознательностью, при разработке обучающих программ необходимо ориентироваться на следующие требование:

целесообразно в структуру программы вводить ориентировочный компонент, который должен включать два вида знаний – знание о деятельности, реализуемой с помощью программы (цель деятельности, ее предмет, средства и основные этапы осуществления), и предметные знания, необходимые для успешной работы с программой (правила, справочно-информационные данные и т.д.).

Сегодня компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, гарантирует интимность успехов и неудач учеников, а его замечания и комментарии воспринимаются ими как дружелюбные и необидные. Открываются широкие перспективы создания учебных программ с дифференцированным учетом психологических типов детей (и особенно для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями) .

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Нетрадиционный урок, его характерные особенности, типология
Рассмотрение целей и задач учебных занятий по иностранному языку, структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащ ...

Анализ учебной литературы по теме «Обыкновенные дроби и проценты»
Изучение обыкновенных дробей и процентов начинается в 5 классе и продолжается на протяжении всего курса алгебры. Начиная с 6 класса, знания о дробях и процентах обобщаются, расширяются и систематизируются. И, следовательно, анализ учебной литературы необходимо проводить за 5-6 классы, чтобы на основе этого анализа построить содержание дидактического пособия. Цель нашего пособия состоит в визуализ ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru