Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России

Страница 1

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И.А. Крылова.

В узком же смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в единстве с каким-либо текстом. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации можно подразделить на:

Научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.);

Художественно-образные.

Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

Фронтиспис;

Заставка;

Полосная иллюстрация (во всю страницу);

Полуполосная;

Разворотная (на двух страницах);

Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

Рисунки на полях.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы, говорить о главной теме части или главы, показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, которая подготавливает читателя к активному восприятию текста.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Размер иллюстрации определяется важностью иллюстрируемой сцены, образа и т.д. Данные иллюстрации обычно имеют прямое отношение к предшествующему или последующему тексту.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику (структуру) книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

По характеру связи с текстом, иллюстрации можно разделить на:

Повествовательные - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации действия, психологические иллюстрации, дающие характеристику героев (жесты, мимика, поступки и т.д.)

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...

Геометрические фракталы
Фракталы этого класса самые наглядные. В двухмерном случае их получают с помощью некоторой ломаной (или поверхности в трехмерном случае), называемой генератором. За один шаг алгоритма каждый из отрезков, составляющих ломаную, заменяется на ломаную-генератор, в соответствующем масштабе. В результате бесконечного повторения этой процедуры, получается геометрический фрактал. Рис. 7. Построение триад ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru