Понятие и содержание культуры поведения

Страница 1

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

"Человек человеку - друг" - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: "Невоспитанный человек, некультурный человек". В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: "Он же совсем необразованный". Это всё говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.

Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Воспитание навыков и привычек культурного поведения, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе.

В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. [18. С.3].

"Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание "проектирует" личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении", - писал Л.С. Выготский.

Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения - это сумма нескольких компонентов (рис.9).

Рис.1. Компоненты культуры поведения

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности [36. С.37].

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения:

* Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Приемы логопедического массажа
Среди основных выделяют: 1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие. Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, размин ...

Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух - не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акце ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru