Понятие и содержание культуры поведения

Страница 2

* Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что "непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям".

* Установить чёткие правила поведения.

* Поддерживать в душе воспитанника "спокойствие и ясность", т.е. не давать основания для того, "чтобы воспитанник усомнился в истине".

* "Волновать" душу ребёнка одобрением и порицанием.

* "Увещевать" воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.

Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил "Критику практического разума", "Основы метафизики", "Нравов", "Метафизику нравов". Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.

Положения этики И. Канта:

· Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.

· Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.

· Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.

· Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей.

· Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.

· Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.

· Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.

· Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.

· Необходимо желать счастья другому.

· Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание - это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.

· Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.

· Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии враждебность - во взаимном неблаговолении и антипатии.

· Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.

· Самыми ужасными тремя пороками, которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство .

Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.

Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.

Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.

Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...

Методы работы по орфографии в школе
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» . В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Орфография, как система правил, сост ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru