В 1920-е гг. теоретическое обоснование своей практике стремились дать В.А. Фаворский и конструктивисты (Эль Лисицкий, А.М. Родченко).
Если Фаворский опирался на практику работы в технике, имевшей многовековую историю, то конструктивисты, тот же самый Эль Лисицкий и Родченко, ориентировались на возможности современной полиграфии (светопечать и фотография). "Фотография по сегодняшний день является тем способом изображения, который наиболее всем понятен. Мы стоим перед формой книги, где на первом месте стоит изображение, а на втором - буква. Возможно, это время уже близко", писал Эль Лисицкий.
Полемически о книжной иллюстрации в это время пишет Ю.Н. Тынянов, отрицая необходимость и органичность ее существования в книге: "Иллюстрированная книга - плохое воспитательное средство. Чем она "роскошнее" тем хуже".
Но данная статья ничуть не поумерила пыл и желание художников работать именно в области книжной иллюстрации, а скорее наоборот, подстегнула их стремление к изобретениям и поискам новых композиционных и стилистических решений.
Долгое время книжная иллюстрация создает вокруг себя массу противоречий.
Ни художники, ни критики никак не могут прийти к единому выводу, единому ответу на вопрос: "какой должна быть книжная иллюстрация?". И лишь в 21 веке книжное искусство России начинает развиваться без каких-либо ограничений, и в нем уже начинают проступать очертания более или менее упорядоченной системы. "В том, что эта система постепенно сложится, и будет играть определяющую роль, уже нет сомнений.
Вопрос лишь в том, и это извечный для России вопрос, станет ли подобная система простым повторением существующей на Западе или сумеет сохранить те самобытные импульсы, которые позволили русскому книжному искусству достигать блестящих результатов в течение всего столь трудного и беспокойного XX века" - Э.Д. Кузнецов "Советское искусство книги".
Похожие статьи:
Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема
Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения. К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологиче ...
Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...