Предметом педагогики является исследование тех граней в формировании и развитии человеческой личности, которые позволяют разрабатывать на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса. Необходимо оговориться, что вузовская педагогика приобретает особый оттенок в силу ряда причин: специфика возраста (студенты еще и не взрослые, но уже и не дети); специфика коллектива (педагогическое общение происходит в кругу коллег); в большинстве случаев заинтересованность в учебном процессе обеих сторон.
Основные категории педагогики - базовыми понятиями педагогики являются: преподавание – деятельность тех, кто обучает; учение – деятельность тех, кто учится; Основные категории педагогики соответственно: образование, воспитание, обучение.
Обучение СНОСКА - процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования) - Это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, т. е, в конечном счете, приобретение знаний. В процессе обучения, воспитания и развития, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.
Знания – это факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.
Умения – практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, т.е. производимые без особого контроля со стороны сознания.
Процесс обучения имеет две функции: развивающую и воспитательную. Развивающая означает, что во время обучения происходит развитие, но обучение не влечет развитие автоматически, само собой, личность развивается только в процессе деятельности. Воспитательная – тоже не автоматически вытекает из обучения, кроме того, особая сложность реализации воспитательной функции связана еще и с влиянием различных внешних факторов: семья, микросреда и т.д.
Принципы обучения носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Однако в процессе обучения необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий для обучения.
Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования. По уровню и объему содержания, как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. И завоевание последнего времени – образование взрослых. Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи последующему поколению социально значимого опыта предшествующего поколения.
Похожие статьи:
Особенности формирования правового воспитания молодежи
Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав. Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших и молодёжь. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализаци ...
Анализ основного периода
Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач. Мной были поставлены следующие задачи: выполнение программы досуг, активный и познавательный отдых. формирование временного коллектива; психологический климат в отряде; В первой половине основного периода (5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Для выполнения этой задачи на пл ...