Можно сказать, что образование – это овладение обучающимися знаниями. Практическими умениями и навыками, развитием их умственных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Так, Н.Г. Чернышевский выделял три черты, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.
Воспитание – составная часть образования, центральный процесс педагогики, обозначающий формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество. В воспитании обычно выделяют некоторые компоненты: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Естественно, такое расчленение искусственно, разумеется, само воспитание является единым целостным процессом. Компоненты – это не категории, а скорее виды воспитания.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоцианально-нравственное воспитание. Под методом воспитания подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов. Но, конечно в основе методики преподавания должно лежать осознание смысла обучения. Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решить те или иные задачи педагогики, являясь способами взаимодействия с обучающимися:
- методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, конференции);
- методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж);
- методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание);
- исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тест);
Но важно помнить, что методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях. Разумное сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть поставленной цели. Необходимо помнить еще и о сочетании форм воспитания и обучения: учебный процесс, семейное воспитание, внеаудиторная работа.
Одним из основных вопросов педагогики можно считать вопрос о формах и методах обучения. Кроме этого педагогика обращает особенное внимание на цель и содержание обучения – в зависимости от этих параметров варьируются и метода обучения. Важно различать понятия метода и формы обучения.
Форма обучения – это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студента или между студентами в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная. Семинар, лекция, зачет, все виды практики.
Метод обучения – способ постижения или исследования предмета, содержания дисциплины. Метод обучения понятие не универсальное и хотя методы и методики напрямую зависят от содержания дисциплины, разрабатываются они в рамках педагогики. Существуют и общие подходы к изучению различных дисциплин и принадлежащие конкретным дисциплинам – частные методы. Проблема методов обучения в педагогике носит специфический характер еще и потому, что применение их во многом зависит от личных качеств и мастерства преподавателя. Таким образом, можно сказать, что методы обучения дают лишь основные рекомендации, а разработка конкретного процесса обучения – творчество педагога.
Похожие статьи:
Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...
Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога,
вытекающие из них
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: · адаптивную; · гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая– с развитием его личности и творческой индивид ...