Предметом педагогики

Страница 2

Можно сказать, что образование – это овладение обучающимися знаниями. Практическими умениями и навыками, развитием их умственных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Так, Н.Г. Чернышевский выделял три черты, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Воспитание – составная часть образования, центральный процесс педагогики, обозначающий формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество. В воспитании обычно выделяют некоторые компоненты: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Естественно, такое расчленение искусственно, разумеется, само воспитание является единым целостным процессом. Компоненты – это не категории, а скорее виды воспитания.

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоцианально-нравственное воспитание. Под методом воспитания подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов. Но, конечно в основе методики преподавания должно лежать осознание смысла обучения. Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решить те или иные задачи педагогики, являясь способами взаимодействия с обучающимися:

- методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, конференции);

- методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж);

- методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание);

- исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тест);

Но важно помнить, что методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях. Разумное сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть поставленной цели. Необходимо помнить еще и о сочетании форм воспитания и обучения: учебный процесс, семейное воспитание, внеаудиторная работа.

Одним из основных вопросов педагогики можно считать вопрос о формах и методах обучения. Кроме этого педагогика обращает особенное внимание на цель и содержание обучения – в зависимости от этих параметров варьируются и метода обучения. Важно различать понятия метода и формы обучения.

Форма обучения – это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студента или между студентами в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная. Семинар, лекция, зачет, все виды практики.

Метод обучения – способ постижения или исследования предмета, содержания дисциплины. Метод обучения понятие не универсальное и хотя методы и методики напрямую зависят от содержания дисциплины, разрабатываются они в рамках педагогики. Существуют и общие подходы к изучению различных дисциплин и принадлежащие конкретным дисциплинам – частные методы. Проблема методов обучения в педагогике носит специфический характер еще и потому, что применение их во многом зависит от личных качеств и мастерства преподавателя. Таким образом, можно сказать, что методы обучения дают лишь основные рекомендации, а разработка конкретного процесса обучения – творчество педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Коммуникативные структуры в научном сообществе
В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль. Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых. Роль личного общения не только и не столько в том, чт ...

Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru