Основные виды и функции художественной самодеятельности

Страница 1

Среди всех видов народного творчества самое видное место занимает художественная самодеятельность. Уровень и ее развития является одним из решающих показателей эффективности всей работы клубов.

Непрофессиональная художественная деятельность существует в двух основных формах: во-первых, в форме неорганизованной, когда повседневная художественная практика людей предстает, как стихийная проявление эстетических потребностей и художественных способностей, во-вторых, в форме организованной, когда общество и сами участники такой деятельности сознательно ее организуют, развивают и совершенствуют. Участие в самодеятельных художественных коллективах есть организованная непрофессиональная деятельность людей по освоению художественной культуры.

Организационно оформленная советская художественная самодеятельность возникла после Великой Октябрьской Революции, как

«инстинктивный порыв масс в сторону искусства». С первых шагов она имела всестороннюю поддержку Российского государства, профессиональных союзов и других общественных организаций, а позднее творческих союзов художественной интелегенции. Право людей в нашей стране на освоении культурных ценностей и на собственное художественное творчество, законодательно закрепленное конституцией, осуществляется на практике благодаря созданию широкой сети культурно – просветительных учреждений, в частности клубов.

Для эффективного руководства народным творчеством в стране действует система организационных и методических центров – домов народного творчества и домов художественной самодеятельности.

Об организованном характере и не виданном размахе нашей художественной самодеятельности свидетельствует проведение региональных смотров, а также всесоюзных фестивалей художественного творчества. В настоящее время, после более чем векового периода развития художественной самодеятельности, можно назвать еще один ее признак – общественную значимость художественных результатов. Художественная самодеятельность прошла путь от наивных и несовершенных творений до образцов искусства высокой гражданской и художественной зрелости. Если раньше понятия «самодеятельность» вызывала у многих людей несколько снисходительное отношение, то в настоящее время – в творчестве лучших коллективах и исполнителей – самодеятельность превратилась в полноценный компонент художественной культуры общества.

Художественная самодеятельность – явление, имеющее собственную природу и специфику, широкую общественную и художественную практику людей. Ее собственная сложность как явление и множественность ее связей с другими явлениями определяют ее сложный и многообразный характер ее функции.

Художественная самодеятельность, как непрофессиональная деятельность, функционирует в сфере свободного времени, в сфере досуга, и относится к нему как часть к целому. В тоже время это деятельность художественная и следовательно относится к художественной культуре.

Основные функции досуга – это отдых (пассивный или за счет смены деятельности), удовлетворение потребностей в радости, в развлечении (гедонистическая функция) и развитие личности через приобщение к миру разнообразных занятий знаний и впечатлений. В художественных занятиях в свободное время чтении, слушании музыки, участии в любительском спектакле и прочие осуществляются все эти функции: отдых, развлечение, развития личности в процессе художественной самодеятельности.

Художественная самодеятельность, утрачивает свою природу, перестает быть самой собою, испытывает затруднение в функционировании, если организация жизни непрофессионального художественного коллектива строится без учета этих функции. Так происходит в тех случаях, когда неучитывают, что именно для данного состава участников может быть отдыхом, источником радости и наслаждения. Иногда участникам коллектива предлагается слишком серьезный « академический» характер деятельности. Он может не обеспечивать ощущения отдыха не только для личности еще не поднявшейся до наслаждения от серьезных систематических занятий, но и для участника, чья профессиональная деятельность с избытком насыщена напряженной умственной деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Двигательное развитие в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтма ...

Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru