Основные виды и функции художественной самодеятельности

Страница 1

Среди всех видов народного творчества самое видное место занимает художественная самодеятельность. Уровень и ее развития является одним из решающих показателей эффективности всей работы клубов.

Непрофессиональная художественная деятельность существует в двух основных формах: во-первых, в форме неорганизованной, когда повседневная художественная практика людей предстает, как стихийная проявление эстетических потребностей и художественных способностей, во-вторых, в форме организованной, когда общество и сами участники такой деятельности сознательно ее организуют, развивают и совершенствуют. Участие в самодеятельных художественных коллективах есть организованная непрофессиональная деятельность людей по освоению художественной культуры.

Организационно оформленная советская художественная самодеятельность возникла после Великой Октябрьской Революции, как

«инстинктивный порыв масс в сторону искусства». С первых шагов она имела всестороннюю поддержку Российского государства, профессиональных союзов и других общественных организаций, а позднее творческих союзов художественной интелегенции. Право людей в нашей стране на освоении культурных ценностей и на собственное художественное творчество, законодательно закрепленное конституцией, осуществляется на практике благодаря созданию широкой сети культурно – просветительных учреждений, в частности клубов.

Для эффективного руководства народным творчеством в стране действует система организационных и методических центров – домов народного творчества и домов художественной самодеятельности.

Об организованном характере и не виданном размахе нашей художественной самодеятельности свидетельствует проведение региональных смотров, а также всесоюзных фестивалей художественного творчества. В настоящее время, после более чем векового периода развития художественной самодеятельности, можно назвать еще один ее признак – общественную значимость художественных результатов. Художественная самодеятельность прошла путь от наивных и несовершенных творений до образцов искусства высокой гражданской и художественной зрелости. Если раньше понятия «самодеятельность» вызывала у многих людей несколько снисходительное отношение, то в настоящее время – в творчестве лучших коллективах и исполнителей – самодеятельность превратилась в полноценный компонент художественной культуры общества.

Художественная самодеятельность – явление, имеющее собственную природу и специфику, широкую общественную и художественную практику людей. Ее собственная сложность как явление и множественность ее связей с другими явлениями определяют ее сложный и многообразный характер ее функции.

Художественная самодеятельность, как непрофессиональная деятельность, функционирует в сфере свободного времени, в сфере досуга, и относится к нему как часть к целому. В тоже время это деятельность художественная и следовательно относится к художественной культуре.

Основные функции досуга – это отдых (пассивный или за счет смены деятельности), удовлетворение потребностей в радости, в развлечении (гедонистическая функция) и развитие личности через приобщение к миру разнообразных занятий знаний и впечатлений. В художественных занятиях в свободное время чтении, слушании музыки, участии в любительском спектакле и прочие осуществляются все эти функции: отдых, развлечение, развития личности в процессе художественной самодеятельности.

Художественная самодеятельность, утрачивает свою природу, перестает быть самой собою, испытывает затруднение в функционировании, если организация жизни непрофессионального художественного коллектива строится без учета этих функции. Так происходит в тех случаях, когда неучитывают, что именно для данного состава участников может быть отдыхом, источником радости и наслаждения. Иногда участникам коллектива предлагается слишком серьезный « академический» характер деятельности. Он может не обеспечивать ощущения отдыха не только для личности еще не поднявшейся до наслаждения от серьезных систематических занятий, но и для участника, чья профессиональная деятельность с избытком насыщена напряженной умственной деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Планирование исследования
В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе, использование малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3. Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы: подбор диагностического материала; определение конт ...

Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru