Основные виды и функции художественной самодеятельности

Страница 3

Однако и в этом случае художественная самодеятельность реализует главную функцию исскуства, т.е. совершенствует, развивает, творит личность. И в этом случае она имеет общественную значимость: делает огромный вклад, в художественную культуру общества умножая число людей способных к более полноценному восприятию художественных произведений.

Художественная самодеятельность свободна от противоречий и регламента, свойственных профессиональному искусству, ее функция – это развитие личности участников как создателя художественных ценностей, и как их потребителя развитее в меру способностей и в соответствии с интересами каждого, кто приходит в художественную самодеятельность. Основная функция самодеятельности – функция целенаправленной организации деятельности масс. Эффективность художественной деятельности как средство формирования личности зависит от того, как эта деятельность организована.

Художественная самодеятельность не спонтанный художественный процесс, а организованная система. Главной функцией художественной самодеятельности как деятельности организованной является использование художественных занятий не для узко-художественного развития, а для всестороннего развития человека – развитие его как труженика, как гражданина, как нравственной личности, сознательно согласующий свое поведение с высокими идеалами красоты и человечности.

С характером коллективов самодеятельности связан и ряд специфических педагогических возможностей. Педагогические возможности художественной самодеятельности связан с добровольным включением человека в деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятием самой работы как отдыха, удовольствия. Благодаря этому участник самодеятельности с готовностью воспринимает требования групп и руководителя. Руководитель самодеятельного коллектива, сообразуясь с особенностями состава участников, должен опираться на интересы, потребности и вкусы участников, дозировать и организовывать деятельность, чтобы она не теряла своей добровольности и не переставала играть роль отдыха. При этом воспитательная работа не становиться чем-то дополнительным, прилагаемым к художественным занятиям или параллельным им. Сама художественная деятельность организуется как воспитывающий процесс, является средством и формой педагогического процесса.

Педагогические возможности художественной самодеятельности связанные с общими особенностями ее как деятельности художественно – творческой и с особенностями каждого вида или жанра исскуства. Возможности всестороннего воспитания в хоровом коллективе иные в сравнении с возможностями театрального коллектива. Разными возможностями в формировании гражданских качеств личности обладают кружок фотолюбителей и вокально-инструментальный ансамбль, хореографический коллектив и литературно – творческое объединение. Работа по руководству самодеятельностью направлена на то, чтобы максимально развивать в активно – творческой деятельности, на то чтобы максимально долго удерживать участника в коллективе. Однако нельзя игнорировать тот факт, что в современных условиях большинство участников «проходит» через самодеятельность, что она только более или менее длительный эпизод в его жизни.

Обеспечение всесторонней самореализации личности и в самом коллективе и в его жизни, протекающей одновременно с участием в самодеятельности и после выхода из нее – это и есть генеральная функция художественной самодеятельности, объединяющая в себе и функции досуга и функции художественной деятельности и функции целенаправленной организации.

Если рассматривать самодеятельность как искусство и как составную часть художественной жизни общества, то можно представить ее как сложное взаимодействие следующих компонентов: профессиональное искусство, народное искусство, самодеятельное творчество, художественная критика, неорганизованная художественная деятельность (творчество в повседневных условиях: музицирование, коллективное пение и т.п.).

При таком понимании системы художественной жизни можно выделить четыре вида самодеятельности:

а) Самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство; участники ее стремятся к постижению определенных видов и жанров искусства (опера, киноискусство и т.д.) овладевают приемами художественной деятельности, аналогичными профессиональными;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Исторические корни технологий воспитания и обучения
Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Откуда же педагог черпает эту информацию о ребенке? Логичный и закономерный ответ – он видит ...

Характеристика и сущность изучения развития физических качеств
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движен ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru