Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что рефлексия имеет важное значение для развития учителя как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от задач жизнедеятельности: во- первых, рефлексия приводит к целостному знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности, во- вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности, в- третьих, делает учителя субъектом своей активности.
Обращаясь к рассмотрению видов рефлексии, важно отметить, что в настоящее время не существует единой классификации. В данном исследовании будем придерживаться классификации И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, которые выделяют следующие виды рефлексии:
- интеллектуальная, то есть направленная на осмысление совершаемого субъектом действия в содержании проблемной ситуации;
- личностная, то есть направленная на критическое осмысление себя и других как субъектов деятельности;
- кооперативная, то есть переосмысление знаний о структуре и организации коллективного взаимодействия;
- коммуникативная, то есть переосмысление представлений о внутреннем мире другого человека.
Данные виды рефлексии имеют важное значение для исследования рефлексии на педагогическом уровне. Рефлексивное отношение учителя к собственной деятельности проявляется в самых различных ситуациях. Учитель не может не анализировать и не оценивать того, что делает он сам, его коллеги, учащиеся. Педагогическая рефлексия осуществляется не только в специально организованных формах (семинар, конференция и другие), но и в неформальном общении с коллегами, в обдумывании собственных действий.
Похожие статьи:
Практическая работа по использованию сюжетно-дидактических игр
математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 года жизни
Учитывая принципы организации сюжетно-дидактических игр, особенности методики педагогического руководства мной были применены в работе 2 проекта: «Зайка-Знайка» и «Домик для Петрушки». Чтобы дети играли в самостоятельной деятельности в сюжетно-дидактические игры, я решила привлечь их к этому с помощью метода проектов с серией сюжетно-дидактических игр. В приложении 13 дается весь проект « Домик д ...
Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей
в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...