Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Страница 5

Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что рефлексия имеет важное значение для развития учителя как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от задач жизнедеятельности: во- первых, рефлексия приводит к целостному знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности, во- вторых, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности, в- третьих, делает учителя субъектом своей активности.

Обращаясь к рассмотрению видов рефлексии, важно отметить, что в настоящее время не существует единой классификации. В данном исследовании будем придерживаться классификации И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, которые выделяют следующие виды рефлексии:

- интеллектуальная, то есть направленная на осмысление совершаемого субъектом действия в содержании проблемной ситуации;

- личностная, то есть направленная на критическое осмысление себя и других как субъектов деятельности;

- кооперативная, то есть переосмысление знаний о структуре и организации коллективного взаимодействия;

- коммуникативная, то есть переосмысление представлений о внутреннем мире другого человека.

Данные виды рефлексии имеют важное значение для исследования рефлексии на педагогическом уровне. Рефлексивное отношение учителя к собственной деятельности проявляется в самых различных ситуациях. Учитель не может не анализировать и не оценивать того, что делает он сам, его коллеги, учащиеся. Педагогическая рефлексия осуществляется не только в специально организованных формах (семинар, конференция и другие), но и в неформальном общении с коллегами, в обдумывании собственных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Болонский процесс
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, ...

Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Общетелесное самораспоряжение : · манера перемещаться по классу; · излюбленные позы; · избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока: · повышенная ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru