Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Страница 4

Знакомство с психологией рефлексии позволяет говорить нам о ней как об особой реальности, в рамках которой человек приобретает опыт личностного осмысления своего профессионального опыта. Рефлексия как бы приостанавливает процесс жизни, дает возможность человеку выйти из нее «для занятия позиции над ней и выработки соответствующего отношения к ней» .

При этом важно подчеркнуть, что запуск рефлексии осуществляется при возникновении затруднения в деятельности, не позволяющего достигнуть желаемого результата. Данная ситуация потенциально может иметь два выхода:

- использование предыдущего опыта (своего или чужого) в осуществлении аналогичной деятельности, и тогда предписания по задействованию образцов выхода из аналогичных трудностей позволяют снять проблему;

- если аналогов производимой деятельности в прошлом опыте нет, то создается план будущей деятельности, однако этот план может быть выработан только на основе анализа прошлого опыта.

Последний вариант требует выхода индивида из своей позиции в новую, «внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятель-ностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности». Это называется рефлексивным выходом, а саму новую позицию деятеля- рефлексивной позицией. В такой схеме прежние деятельности выступают в качестве материала анализа, а будущая деятельность- в качестве проектируемого объекта.

Рефлексия находит свое выражение в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии (как «я-исполнитель») и как ее субъект (как «я- контролер»), который регулирует собственные действия и поступки. Важно, однако, заметить, что рефлексивный анализ не является процессом, замкнутым в каком- то чисто индивидуальном пространстве самосознания; напротив, способность человека рефлексивно отнестись к самому себе и своей деятельности есть результат освоения (интериоризации) личностью отношений между людьми (Л.С.Выготский). Лишь на основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и чувства другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Без рефлексии невозможно установление правильных отношений с другими людьми. Важно отметить, что рефлексия- это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их (Ю.Н.Кулюткин). Рефлексия является проявлением активности субъекта в познании других людей. Исследуя рефлексию в процессах общения, ряд авторов рассматривает ее как «процесс зеркального отражения» людьми друг друга (Г.МАндреева), как отражение внутреннего мира партнера по взаимодействию (Г.С.Сухобская).

В рамках нашего исследования особый интерес представляет понимание рефлексии как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно- конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее, социокультурному окружению».

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделенные методологические основы отражают взаимосвязанные, но не тождественные стороны рефлексии. В первом случае речь идет в большей степени о когнитивной функции рефлексии (о формировании представлений о себе, о другом человеке, задаче и тому подобное). Во втором внимание фиксируется на рассмотрении рефлексии, которая предполагает формирование эталонов оценки, выработку критериев, нормативов собственной деятельности. В третьем случае акцентируется внимание на культивировании собственной индивидуальности, саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как пр ...

Функции университета
Классический университет - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием. Карл Ясперс - это немецкий ученый, к ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru