Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Страница 4

Знакомство с психологией рефлексии позволяет говорить нам о ней как об особой реальности, в рамках которой человек приобретает опыт личностного осмысления своего профессионального опыта. Рефлексия как бы приостанавливает процесс жизни, дает возможность человеку выйти из нее «для занятия позиции над ней и выработки соответствующего отношения к ней» .

При этом важно подчеркнуть, что запуск рефлексии осуществляется при возникновении затруднения в деятельности, не позволяющего достигнуть желаемого результата. Данная ситуация потенциально может иметь два выхода:

- использование предыдущего опыта (своего или чужого) в осуществлении аналогичной деятельности, и тогда предписания по задействованию образцов выхода из аналогичных трудностей позволяют снять проблему;

- если аналогов производимой деятельности в прошлом опыте нет, то создается план будущей деятельности, однако этот план может быть выработан только на основе анализа прошлого опыта.

Последний вариант требует выхода индивида из своей позиции в новую, «внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятель-ностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности». Это называется рефлексивным выходом, а саму новую позицию деятеля- рефлексивной позицией. В такой схеме прежние деятельности выступают в качестве материала анализа, а будущая деятельность- в качестве проектируемого объекта.

Рефлексия находит свое выражение в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии (как «я-исполнитель») и как ее субъект (как «я- контролер»), который регулирует собственные действия и поступки. Важно, однако, заметить, что рефлексивный анализ не является процессом, замкнутым в каком- то чисто индивидуальном пространстве самосознания; напротив, способность человека рефлексивно отнестись к самому себе и своей деятельности есть результат освоения (интериоризации) личностью отношений между людьми (Л.С.Выготский). Лишь на основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и чувства другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Без рефлексии невозможно установление правильных отношений с другими людьми. Важно отметить, что рефлексия- это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их (Ю.Н.Кулюткин). Рефлексия является проявлением активности субъекта в познании других людей. Исследуя рефлексию в процессах общения, ряд авторов рассматривает ее как «процесс зеркального отражения» людьми друг друга (Г.МАндреева), как отражение внутреннего мира партнера по взаимодействию (Г.С.Сухобская).

В рамках нашего исследования особый интерес представляет понимание рефлексии как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно- конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее, социокультурному окружению».

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделенные методологические основы отражают взаимосвязанные, но не тождественные стороны рефлексии. В первом случае речь идет в большей степени о когнитивной функции рефлексии (о формировании представлений о себе, о другом человеке, задаче и тому подобное). Во втором внимание фиксируется на рассмотрении рефлексии, которая предполагает формирование эталонов оценки, выработку критериев, нормативов собственной деятельности. В третьем случае акцентируется внимание на культивировании собственной индивидуальности, саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Исследование «Преодоление барьера»
Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открыт ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, о ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru