Грантовая система финансирования научных исследований уже давно стала одним из важнейших инструментов финансирования научных исследований на Западе. Она позволяет решить несколько проблем. Во-первых, гранты (и продуманная система налогообложения) позволяют широко привлекать частный капитал и пожертвования для финансирования научных исследований. Во-вторых, грантовая система позволяет гибко и быстро реагировать на возникающие в обществе потребности в научных исследованиях, на что неспособна инерционная бюрократическая государственная машина, требующая длительных процедур обсуждения и согласования, в том числе на уровне парламента, комиссий, ведомств, общественности и т. д. В-третьих, именно грантовая система создает тот дух соревнования в борьбе за ограниченные ресурсы, который и поддерживает высокое качество научных исследований в целом. Наконец, множественность источников финансирования дает шанс реализации различным конкурирующим направлениям и делает любую неудачу в попытке получения средств временной и относительной. В конечном счете, фонды, распределяющие гранты на научные исследования, созданы для того, чтобы "поддерживать усилия университетов и других организаций, направленные на то, чтобы своевременно откликнуться на нужды общества".
В настоящее время система грантов стала фактически международной. Большинство частных и даже многие государственные фонды не только не ограничивают государственную принадлежность соискателей, но часто поощряют участников из других стран.
РФФИ есть один из инструментов государства по управлению фундаментальной наукой. Это самоуправляемая государственная некоммерческая организация. Основная цель фонда — финансирование инициативных научных проектов, отобранных по конкурсу. Высший орган РФФИ — Совет фонда — назначается правительством, и состав его периодически обновляется. Председатель фонда, его заместители, ответственный секретарь назначаются и освобождаются от занимаемой должности постановлениями правительства. Только по основному конкурсу ежегодно финансируется до 8,5 тысяч инициативных проектов, в выполнении которых участвуют до 50 тысяч ученых, работающих в 900-950 организациях из 111 городов, расположенных в 70 регионах страны. Ежегодно фонд организует более 300 конференций в России и 1200 командировок российских ученых за рубеж, занимается развитием информационно-вычислительных ресурсов науки и научных телекоммуникаций, издает более 300 научных монографий и т. д.
В соответствии с законодательными нормами каждый государственных научный фонд должен иметь Попечительский совет, а "законодательная" и "исполнительная" власти в руководстве фонда должны быть разграничены. (Например, в Российском гуманитарном научном фонде есть председатель Совета и генеральный директор, то есть там это разграничение уже реализовано). Важным принципом работы РФФИ является ротация составов экспертных советов и экспертов. Председатели и члены экспертных советов утверждаются Советом Фонда на три года и могут состоять в экспертном совете не более двух сроков подряд.
Наиболее известным примером отечественных региональных грантов может служить инициатива московской администрации: "Программа поддержки инфраструктуры науки в г. Москве". В рамках проведения этой программы из городского бюджета на 1999 г. было выделено 317 млн. руб. на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" (фундаментальная наука присутствует в названии лишь формально, на самом деле город непосредственно ее не финансирует). Из них 30 млн. руб. впервые были выделены отдельной строкой на поддержку инфраструктуры науки в Москве. Идеи этой Программы таковы:
1. на конкурсной основе поддержать инициативные исследования на стыке фундаментальных и прикладных наук (гранты А, до 200 тыс. руб.; они отличаются по своей идеологии от грантов РФФИ именно присутствием прикладных аспектов);
Похожие статьи:
Методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ
процесса и продукта деятельности»
Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта ...
Классификация активных методов и форм обучения
На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них. 1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности · неимитационные методы; · имитационные методы. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятель ...