Основные системы финансирования науки

Страница 1

Грантовая система финансирования научных исследований уже давно стала одним из важнейших инструментов финансирования научных исследований на Западе. Она позволяет решить несколько проблем. Во-первых, гранты (и продуманная система налогообложения) позволяют широко привлекать частный капитал и пожертвования для финансирования научных исследований. Во-вторых, грантовая система позволяет гибко и быстро реагировать на возникающие в обществе потребности в научных исследованиях, на что неспособна инерционная бюрократическая государственная машина, требующая длительных процедур обсуждения и согласования, в том числе на уровне парламента, комиссий, ведомств, общественности и т. д. В-третьих, именно грантовая система создает тот дух соревнования в борьбе за ограниченные ресурсы, который и поддерживает высокое качество научных исследований в целом. Наконец, множественность источников финансирования дает шанс реализации различным конкурирующим направлениям и делает любую неудачу в попытке получения средств временной и относительной. В конечном счете, фонды, распределяющие гранты на научные исследования, созданы для того, чтобы "поддерживать усилия университетов и других организаций, направленные на то, чтобы своевременно откликнуться на нужды общества".

В настоящее время система грантов стала фактически международной. Большинство частных и даже многие государственные фонды не только не ограничивают государственную принадлежность соискателей, но часто поощряют участников из других стран.

РФФИ есть один из инструментов государства по управлению фундаментальной наукой. Это самоуправляемая государственная некоммерческая организация. Основная цель фонда — финансирование инициативных научных проектов, отобранных по конкурсу. Высший орган РФФИ — Совет фонда — назначается правительством, и состав его периодически обновляется. Председатель фонда, его заместители, ответственный секретарь назначаются и освобождаются от занимаемой должности постановлениями правительства. Только по основному конкурсу ежегодно финансируется до 8,5 тысяч инициативных проектов, в выполнении которых участвуют до 50 тысяч ученых, работающих в 900-950 организациях из 111 городов, расположенных в 70 регионах страны. Ежегодно фонд организует более 300 конференций в России и 1200 командировок российских ученых за рубеж, занимается развитием информационно-вычислительных ресурсов науки и научных телекоммуникаций, издает более 300 научных монографий и т. д.

В соответствии с законодательными нормами каждый государственных научный фонд должен иметь Попечительский совет, а "законодательная" и "исполнительная" власти в руководстве фонда должны быть разграничены. (Например, в Российском гуманитарном научном фонде есть председатель Совета и генеральный директор, то есть там это разграничение уже реализовано). Важным принципом работы РФФИ является ротация составов экспертных советов и экспертов. Председатели и члены экспертных советов утверждаются Советом Фонда на три года и могут состоять в экспертном совете не более двух сроков подряд.

Наиболее известным примером отечественных региональных грантов может служить инициатива московской администрации: "Программа поддержки инфраструктуры науки в г. Москве". В рамках проведения этой программы из городского бюджета на 1999 г. было выделено 317 млн. руб. на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" (фундаментальная наука присутствует в названии лишь формально, на самом деле город непосредственно ее не финансирует). Из них 30 млн. руб. впервые были выделены отдельной строкой на поддержку инфраструктуры науки в Москве. Идеи этой Программы таковы:

1. на конкурсной основе поддержать инициативные исследования на стыке фундаментальных и прикладных наук (гранты А, до 200 тыс. руб.; они отличаются по своей идеологии от грантов РФФИ именно присутствием прикладных аспектов);

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Образовательные цели изучения темы в школьном курсе математики. Общее понятие величины. Пример построения теории величин
Программа 1981г. (базисная) следующим образом определяет содержание темы по классам: · -начальная школа: примеры величин (длина, площадь, масса, стоимость); единицы их измерения; примеры зависимостей между величинами(путем, скоростью и временем; площадью и длинами сторон прямоугольника и т. д.); · -в 5-6 классах: примеры величин(длина, площадь, объем, градусная мера угла); единицы измерения длин, ...

Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru