Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на уроках технологии

Новая педагогика » Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе » Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на уроках технологии

Страница 1

Ознакомление школьников с основными ремонтно-строительными понятиями необходимо начинать с первых вводных занятий, привлекая знания, полученные на занятиях естествознания, истории, из бытового опыта. Лучше всего начать с рассмотрения взаимоотношений между человеком и природой, так как, несмотря на все успехи достижений человеческого гения, невозможно не признать пашу зависимость от природы. Природа обусловливает существование людей, которые берут у нее все необходимое для жизни: пищу, исходные материалы. Так как многие предметы обихода, культуры, жилища, орудия труда получены с использованием соответствующих целенаправленных процессов, школьники могут быть ознакомлены с ними. Эти процессы требуют определенных затрат человеческого труда, как умственного, так и физического. Величина доли того или иного зависит от цели: какой конечный продукт, из какого природного материала и каким путем человек хочет получить. В одном случае затраты ума и сил меньше, в другом — они значительны.

Процесс превращения продуктов природы в продукты, необходимые человеку, и есть процесс производства. Производство — производимое от чего-либо первичного. В данном случае — это продукты природы, сырье, материалы. Отсюда можно вывести первичное понятие — определение производственного процесса как такового.

Процесс взаимодействия человека и природы, в результате которого из природных материалов получаются продукты, необходимые человеку, называется производственным процессом.

Техника — это совокупность имеющихся в распоряжении человечества орудий, созданных им самим и предназначенных для преобразования сырья (материалов) в продукты, необходимые человеку.

Это первичное, но достаточно научное определение техники можно сообщать уже на первых занятиях раздела «Элементы машиноведения», подчеркивая, что все технические устройства, созданные и создаваемые человеком, целесообразны, т.е. имеют строго определенное назначение. Это назначение может быть более или менее широким, но всегда определенным.

На основе этой схемы и формируется понятие производства, которое в первичном виде может быть таким: производство есть преобразование сырья в продукцию с помощью техники.

Естественно, что в дальнейшем процессе обучения школьников это понятие будет развиваться, расширяться и углубляться.

Человек разработал для производства целую науку — науку об использовании технических устройств и материалов — технологию (от греч. techne — наука о ремесле). С ее помощью он стремится получить продукцию по возможности в кратчайший срок качественную и использовать при этом минимальное количество материалов, ресурсов и технических устройств.

Первичное понятийное определение технологии может быть таким. Технология — наука об использовании материалов, техники и человеческого труда, позволяющая превращать сырье в качественную продукцию в кратчайший срок.

Из определения становится очевидно, что наука — неотъемлемая составная часть производства. Теперь для школьников будет понятнее столь часто встречающееся в современной речи выражение «наукоемкие технологии». Отсюда легко перебрасывается логический мостик к пониманию того, что в наше время производственные процессы осуществляются на предприятиях, каждое из которых выполняет свою роль. Одни добывают руду, вторые выплавляют из нее металлы, третьи делают из них определенные машины, четвертые на этих машинах изготавливают нужные человеку изделия. Для получения любой продукции на предприятии — так чтобы это было целесообразно (выгодно) для общества — необходимо определенное взаимодействие людей и техники. В этом случае также не обойтись без специальных научных знаний.

Школьники могут быть ознакомлены с первичными определениями о научной экономике и организации производства.

Экономика и организация производства — это науки, имеющие своей целью такое применение технологических процессов, чтобы использование сырья, техники и человеческого труда в производстве было рациональным, а продукция производилась с наименьшими затратами.

В результате в представлении школьников формируется стройная схема компонентов, составляющих современное производство:

• материалы (сырье);

• труд человека;

• техника (совокупность технических устройств);

• технология (наука об использовании технических устройств и материалов);

• экономика и организация производства.

Если обратить внимание учащихся на экологические аспекты, на необходимость охраны окружающей среды как важнейшей задачи современности, а возможно, и условия выживания человечества, то взаимоотношения «человек—природа» могут быть представлены как замкнутый процесс. Человек (общество) должен возвращать природе все, что берет, иначе количество исходных продуктов необратимо уменьшится. Таким образом, у школьников должно быть сформировано понятие процесса воспроизводства материальных ресурсов. Объяснение того, что хищническое отношение к любым ресурсам природы, касается ли это лесов, запасов сырья или воды, содержания кислорода в атмосфере и т.д., подводит человечество к экологической катастрофе, заставляет детей по-иному взглянуть на дымящуюся заводскую трубу, безлесный берег реки, черный шлейф автомобильного выхлопа и т.п. Теперь понятие производственного процесса, когда необходимая людям продукция получается не любой ценой, а с соблюдением баланса во взаимоотношениях человека с природой, будет правильно восприниматься школьниками.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Коммуникативные качества и свойства личности педагога
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст: · общ ...

Этапы развития игры
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особен ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru