Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе

Новая педагогика » Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе

Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.

Духовно-эстетическая значимость предметной среды в современных условиях имеет очень большое значение, по этому современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды в области технической эстетики (дизайна).

В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития учащегося. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Постановка цели формирования дизайнерских навыков также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у учащихся особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".

Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе».

Цель исследования:

Выявить эстетико-педагогические условия формирования дизайнерских навыков и мышления у учащихся на уроках технологии.

Объект исследования:

Обучение ремонтно-строительным работам на уроках технологии.

Предмет исследования:

Процесс формирования элементов дизайнерских навыков и мышления в процессе обучения укладке керамической плитки.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме уточнить комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления учащихся.

2. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления и навыков у школьников при обучении ремонтно-строительным работам, разработать методические рекомендации по их реализации.

3. Разработать и осуществить педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования:

Формирование у школьников дизайнерских навыков в процессе специально организованных занятий возможно, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления, осуществлена постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе овладения специальными знаниями.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

диалектико-материалистический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся.

Методы исследования:

исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в городских школах, метод беседы, математической статистики, изучение документации.


Похожие статьи:

Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью
Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я – концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния факторов наркотизации, так и для увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и социальной дезадаптации среди подростков должна б ...

Сравнительная характеристика требований «Программа воспитания и обучения в д/с» и программа коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии речи
Содержание «Программы воспитания и обучения в д/саду». В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, местом нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года); с водой — изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru