В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ.
К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные работы.
Обучение данным работам имеет преемственность с восьмого по девятый классы, изучение данных тем проходит в рамках данного учебного времени но формированию дизайнерских навыков в процессе обучения укладке керамической плитки ранее особого внимания не уделялось. Значение таких навыков чрезвычайно важно, ведь в домашних условиях порой бывает просто необходимо владение дизайнерскими навыками. Вот пример. Необходимо положить плитку на пол в комнате 3*4 м. при этом есть плитка белая глазурированая и синяя. Вот каким образом нужно плитку уложить что бы это было максимально красиво. Вот здесь и понадобятся владение дизайнерскими навыками.
Формирование дизайнерских навыков, как и дизайнерская деятельность с одной стороны не возможна без развития у школьников особого вида мышления – дизайнерского мышления, которое является частью продуктивного мышления. Этот вид мышления важен, так как дизайнерская деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью и новаторством обучаемых.
При рассмотрении психолого-педагогического аспекта формирования творческого мышления можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:
-восприятие и память;
-мышление;
-воображение и новизна;
-интуиция;
-потребность в самовыражении, самостоятельность;
-эстетические и морально-этические качества личности. [15,с.34]
Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.
Обратимся к определению понятия "мышление"
Согласно Леонтьеву А.Н., мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта.
Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим мышлением.
1. Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
2. Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
3. Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
4. Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
5. Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям учащимся средней школы. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.
Исследования показывают, всецело и гармонично дизайнерские навыки и мышление могут развиваться только в трудовой деятельности. Обретение трудовых навыков непосредственно в процессе трудового воспитания.
Похожие статьи:
Стадии педагогического общения
и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии: 1 стадия - моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отд ...
Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...