Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознательной дисциплины труда и других нравственных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу.
Трудовое воспитание в широком смысле представляет собой воспитание высокосознательного, гармоничного развития, общественно активного гражданина. В более узком смысле, трудовое воспитание - целенаправленный, тесно связанный о обучением процесс подготовки детей, подростков и юношества к самостоятельной трудовой жизни. В результате трудового воспитания учащиеся должны более глубоко осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде.
На занятиях в школьных мастерских в ходе конкретной деятельности, в процессе конструирования и изготовления объектов техники, создаются благоприятные условия для соединения физического и умственного развития учащегося, являющиеся естественной потребностью растущего организма. Уроки художественной обработки древесины, проводимые на высоком уровне, приносят детям чувство глубокого удовлетворения и радости от результатов их созидательного труда.
В процессе труда возникают условия, благоприятные для воспитания школьников в духе коллективизма, сознательной дисциплины, трудолюбия, бережливости, хозяйского отношения к общественной собственности.
От того в каких условиях работают подростки, как организован их труд, в значительной степени зависит их отношение к труду, а следовательно, и эффективность процесса воспитания.
В учебных мастерских всё должно воспитывать, приучать к порядку и красоте. Общеизвестно, что всякий труд педагогически целесообразен. Он лишь тогда наполняется воспитательным содержанием, обретает воспитательную ценность, когда вдохновляет школьников поставленной целью, когда этой цели соответствуют формы и методы организации труда. Только в этом случае труд дает педагогический эффект.
Единство трудового обучения и воспитания предполагает такие формы и методы учебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, которые бы способствовали формированию нравственных качеств учащихся.
Обучение школьников не ограничивается передачей и усвоением знаний и умений, оно, естественно связано с воспитанием. Единство обучения и воспитания должно пронизывать каждый урок, каждое занятие в учебных мастерских.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, в том числе и результаты внедрения в практику различных педагогических рекомендаций, зависит, прежде всего от личности учителя труда.
Воспитание учащихся в процессе обучения ремонтно-строительным работам осуществляется на основе единых принципов, которые заложены в систему воспитания, осуществляемого в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. На основе этих принципов определяются конкретные цели воспитания и обучения учащихся, разрабатывается содержание учебных программ и учебников, комплексная программа воспитания, определяются методы и приемы их реализации.
Ведущие принципы в педагогической науке воспитание в труде на общую пользу, комплексный подход к воспитанию, педагогическое руководство и самодеятельность учащихся, единство развития личности и коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство цели, содержания, методов и условий воспитания, единые действия всех участвующих в воспитании сил, прочность результатов воспитания.
А.С. Макаренко мудро заметил, что "человек не воспитывается по частям". Поэтому естественные основные требования к воспитательному процессу: обеспечение единства обучения и воспитания, единая система воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы, воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы требований, обеспечение непрерывного действия всех воспитательных факторов .
Похожие статьи:
Особенности формирования двигательных навыков и умений детей старшего
дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развивающего развиваются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Движения - основа здорового состояния организма человека, без них невозможна е ...
Диагностика уровня
развития физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе
исследования
В данном параграфе мы описываем экспериментальную работу, проведенную в ДОУ по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент и м ...