Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя

Страница 3

4) развитие путем рассуждения способов действия;

5) дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, разработке альтернативных способов действия.

Первая и вторая ступень часто сливаются в одну: затруднение может ощущаться с достаточной определенностью. Для нас неважно, разделены они или слиты, главное- сомнение или проблема. Когда проблема чрезвычайно запутана, в первую очередь мы получаем эмоциональное раздражение, толчок. В таком случае необходимо наблюдение для анализа проблемы. Третий фактор- представление или предположение:

а) представление или предположение является центром умозаключения; оно заключает в себе переход от того, что дано, к тому, что отсутствует. На основании этого делается вывод;

б) возникший в представлении вывод сохраняется для опыта, проверки и составляет идею. Синонимами для него являются предположение, догадка, гипотеза и (в разработанном виде) теория. Вероятность действия зависит от наличия альтернатив. Разработка альтернатив является важным фактором рефлективного мышления.

На этом этапе рассматриваются скрытые связи между идеей и проблемой путем рассуждения.

Последней ступенью является экспериментальная подтверждение или проверка идеи, основанной на предположении. До момента принятия идеи заключение гипотетично.

Наблюдение фигурирует на первой и последней ступени акта рефлективного мышления. Таким образом, схема рефлективного мышления цик-лична.

В результате сосредоточения на самом себе рефлексирующее существо становится способным развиваться. Кроме того, рефлексия является одним из механизмов развития профессиональной деятельности, которое может происходить в процессе профессиональной подготовки. Ориентация человека на развитие профессиональной деятельности или ее изменение происходит лишь в результате рефлексивного анализа предыдущего опыта.

Именно рефлексия как способность индивида занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту позволяет анализировать, осмысливать и оценивать ее эффективность, прогнозировать дальнейшее развитие.

К проблематике рефлексии обращались практически все ведущие психологи. В данном исследовании мы остановились на некоторых положениях, которые являются наиболее важными в контексте нашего подхода.

В психологической литературе рефлексия понимается как психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности. Наиболее традиционными являются следующие понимания рефлексии:

- «осмысление, познание себя и своей деятельности, своих сильных и слабых сторон»;

- «родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознаний на самого себя, свой внутренний мир и свое место во взаимоотношении с другими людьми, на формы и способы деятельности».

Соответственно механизм рефлексии не сводится к наличествующим у человека мышлению, сознанию, самосознанию, воле, логичности и другим психическим механизмам. Рефлексия интегрирует все психические функции для достижения базовой цели- обеспечения существования человеческой деятельности как одного из источников существования самого человека. Из психологического подхода следует, что рефлексия- это «внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть, ее предпосылки заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи- рефлексов, но до становления полноценной рефлексии психика человека должна пройти определенный путь.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего изб ...

Проведение внеклассного мероприятия на тему: "Конституция РФ"
12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. Со времени первого принятия в Ко ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru