После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творческого мышления двум группам испытуемых: экспериментальной группе (с которой проводились указанные ранее уроки) и контрольной (которой не предлагались разработанные уроки).
В таблице 3 представлены результаты исследования творческого мышления у экспериментальной группы.
Таблица 3 Результаты исследования творческого мышления у экспериментальной группы
ФИО |
Показатели |
1.Олег Б. 2.Вова П. 3.Артем Д. 4.Света Д. 5. Аня Н. 6.Ира К. 7. Гена Е. 8. Вова Б. 9. Женя С. 10. Ваня Д. 11. Оля П. 12. Света С. 13. Лида Д. 14. Аня У. 15. Тая К. |
10 9 8 10 10 9 9 10 8 9 10 9 9 9 9 |
В таблице 4 представлены результаты применения методики исследования творческого мышления у контрольной группы
Таблица 4 Результаты исследования контрольной группы
ФИО |
Показатели |
1.Оля С. 2.Денис И. 3.Ира Т. 4.Полина К. 5.Дима М. 6.Тимур Ц. 7.Лена Р. 8.Женя П. 9.Света О. 10. Маша Д. 11. Лида Ч. 12. Миша О. 13.Дима Е. 14.Варя С. 15.Маша Г. |
8 8 7 8 7 8 9 9 10 9 8 9 8 9 8 |
Средний балл у экспериментальной группы после эксперимента – 9,2, у контрольной – 8,3.
Представим полученные результаты иллюстративно на рис. 2.
Рис. 2 Результаты контрольного эксперимента
Как видно из результатов контрольного эксперимента, у учащихся из экспериментальной группы уровень развития творческого мышления поднялся значительно больше, чем у учащихся из контрольной группы. Это свидетельствует о том, что тот путь, который был выбран для повышения уровня творческого мышления (занятия по тестопластике), оказался верным. И цели эксперимента достигнуты.
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Похожие статьи:
Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности младших
школьников в процессе обучения их решению задач
Исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, нами была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе. Цель - увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания следующих ...
Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...