Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Система правового воспитания охватывает, с одной стороны, различные категории воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной – это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п., для других — только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п.
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:
1) общественное правовое сознание;
2) систему норм права;
3) формы и средства правового воспитания;
4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном.
Правовая информация, т.е. определенная совокупность сведений о праве как эффективном регуляторе общественных отношений, является своего рода стержневой нитью, связывающей в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, и придает этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовоспитательного механизма правовая информация выступает в роли информации дескриптивной (оповещающей), на уровне четвертого элемента (правосознания воспитуемых) — превращается, при глубоком ее усвоении, в информацию прескриптивную (командную).
Взятая в системе, совокупность всех четырех элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий — внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.
В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное «материальное» воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.
Похожие статьи:
Коммуникативные структуры в научном сообществе
В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль. Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых. Роль личного общения не только и не столько в том, чт ...
Основные системы финансирования науки
Грантовая система финансирования научных исследований уже давно стала одним из важнейших инструментов финансирования научных исследований на Западе. Она позволяет решить несколько проблем. Во-первых, гранты (и продуманная система налогообложения) позволяют широко привлекать частный капитал и пожертвования для финансирования научных исследований. Во-вторых, грантовая система позволяет гибко и быст ...