Изучение предпочтений современных дошкольников в выборе игр, а также уровня сформированности математических представлений

Новая педагогика » Сюжетно-дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6-го года жизни » Изучение предпочтений современных дошкольников в выборе игр, а также уровня сформированности математических представлений

Страница 1

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить предпочтения детей в выборе игр математического содержания в самостоятельной деятельности и уровень сформированности математических представлений в контрольной и экспериментальной группах. Для этого в течение 1 месяца с помощью методов наблюдения за играми детей, бесед с детьми было выявлено предпочтение детей в выборе игр математического содержания. Уровень сформированности знаний по математике продиагностировано посредством сюжетно-дидактической игры «Магазин». Цель: выявить игровые предпочтения дошкольников и умение старших дошкольников самостоятельно использовать сюжетно-дидактические игры в свободной деятельности. В первой части исследования испытуемым задавались вопросы:

1 .Какие ты знаешь игры?

2.В какие игры ты любишь играть?

3.Умеешь ли ты играть в эти игры? (ребенку предлагается 8-10 различных видов игр, соответственно возрасту).

Анализ ответов дошкольников на первый вопрос позволил распределить детей по классификационным особенностям называемых игр и сделать заключение о незначительном уровне осведомленности детей и возможно доступности для них сюжетно-дидактических игр. Ответы детей на второй вопрос подтвердили нашу гипотезу о том, что среди предпочитаемых в основном назывались игры либо не требующие атрибутики, либо игры, находящиеся в наиболее доступном детям расположении. Кроме того убедились в том, что самостоятельно дети не применяли математические знания в игровой деятельности. Провели и математическую обработку полученных результатов. Если ребенок показывал интерес к математическим знаниям в процессе игр и применял математические знания, то ему присваивали 3 балла. Если ребенок проявлял ситуативный интерес к использованию в игре математических знаний, после вмешательства педагога пытался воспроизводить математические представления, ему присваивали 2 балла. Если ребенок затруднялся воспроизводить математические знания даже после стимуляции педагога, то ему присваивали 1 балл. Далее высчитывался общий балл и проводилось сравнение уровней предпочтений детей в выборе игр по каждому выделенному виду игр, в том числе математического содержания. Результаты проведенной оценочной сюжетно-дидактической игры «Магазин» дается в приложении 7. Количественные оценки свидетельствуют о том, что в обеих группах были дети с высоким уровнем предпочтений к сюжетно-дидактическим играм, так и с низким уровнем. Наибольшее количество баллов в экспериментальной группе у Сидоркиной К. 4,9 балла. А наименьшие баллы по сравнению с другими в группе у Мингазова Р.И Гарифуллина Э. по 3,9 баллов. В контрольной группе у троих детей высокие баллы: (Зиганшина Д., Иванова С., Лебедева С.) по 4,4 балла. Самая высокая у Когогиной Маши (4,5 балла). В этой группе у Альмиева Марата наименьший балл – 3,9.

Исследование по изучению предпочтений дошкольников в выборе игр проводилось дважды: перед началом и в конце эксперимента. Результаты представлены в таблице №1,1а (Приложение 2,3). Анализируя эти данные, можно утверждать, что на констатирующем этапе эксперимента обе группы находились почти на одном уровне предпочтения. Разница колеблется в среднем от 2 до 8 баллов.

Далее проводилось изучение уровней сформированности математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп. Для этого были выделены критерии оценки уровня математических представлений у детей 6го года жизни по диагностикам Программы воспитания и обучения в детском саду. Критерии приведены в таблице 2.

Таблица 2. Критерии оценки уровня математических знаний для старшей группы дошкольного возраста (по пятибалльной системе).

Критерии

Количество баллов

*Ребенок выделяет составные части группы предметов, считает (отсчитывает в пределах 10), правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, сравнивает предметы, рядом стоящие числа в пределах 10. Сравнивает предметы разной величины, различает форму предметов, обозначает словом свое местонахождение среди предметов и людей, называет последовательно части суток, называет текущий день недели

*Выполняет то же самое, но с некоторыми неточностями и с некоторой задержкой.

5

4

*Считает в пределах 10, различает форму предметов, сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10, сравнивает предметы разной величины с помощью взрослого и наводящих вопросов

3

*Выполняет все пункты с помощью взрослого и наводящих вопросов

2

*Отказывается от ответов, или отвечает лишь частично на наводящие вопросы взрослого

1

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...

Понятие педагогической технологии
Термин "педагогическая технология" сегодня – один из самых популярных в педагогических кругах. Повсеместно в педвузах для будущих учителей вводятся соответствующие курсы или спецкурсы, а в литературе ведется оживленная дискуссия, свидетельствующая о том, что эта категория имеет не только теоретический, но и чисто практический интерес. Надо признать, что для слуха и "педагогическая ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru