Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Новая педагогика » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной школе VIII вида » Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Страница 2

-Четкость и правильность сформулированных вопросов

-Связь данного вопроса с предыдущими

-Содержательности вопроса

В условиях специальной (коррекционной) школы VIII в процессе беседы учащимся задаются вопросы различные по содержанию. Они требуют от учеников выяснения свойств предметов, качественных, временных, пространственных, причинно-следственных представлений. Неустойчивость внимания учащихся ведёт к тому, что дети, быстро утомляясь, не могут ответить на вопрос, не вдумываются в содержание. Поэтому необходимо приучать учащихся внимательно вслушиваться в вопрос, вдумываться в эго содержание, правильно строить свой ответ, т.е. активно участвовать в беседе.

Достоинство беседы в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоения новых знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создаёт условия для определенного управления процессом познания. Таким обозом метод беседы во вспомогательной школе помогает решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения.

Из всего вышесказанного мы видим, что словесные методы являются одним из важнейших средств обучения. Такие учёные как Аксёнова А.К.(1994), Петрова В.Г.(1977), ВоронковаВ.В.(2003), ЯкубовскаяЭ.В.(1983), ЛадыженскаяТ.А.(1980) и др. в своих книгах по методике обучения чтению и русскому языку широко применяли словесные методы. Одним из основных требований преподавания чтения в специальной коррекционной школе восьмого вида - это обучение детей сознательному, правильному, беглому и выразительному чтению.

Аксёнова А.К.(1994), Воронкова В.В.(2003), Петрова В.Г.(1988), Якубовская Э.В.(1983) предлагали для развития сознательности чтения, следующие этапы работы:

1.Предварительная беседа с использованием наглядных средств, экскурсий;

2.Анализ изобразительных средств художественного произведения

3.Первоначальное чтение

4 Беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом

5.Анализ текста

5.Зактепления содержания прочитанного текста

6. Работа над планом и пересказом прочитанного

7. Пересказ текста;

Для развития правильности чтения:

1.Звуко-буквенный анализ слов

2.Деференциация сходных слогов и слов

3.Чтение слов. написание которых отличается одной- двумя буквами или порядком их расположения

4. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями

5.Чтение небольших текстов написанных на доске

6.Самостоятельное выявление учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя;

Для развития беглости чтения:

1.Учащиеся должны чаще и больше читать,

2.Специально организовывать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте

3.Предварительная ориентация учащихся в тексте

4.Работа над развитием смысловой догадки

5.написание трудных для чтения слов на доске

Для развития выразительности:

1.Отчётливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок

2.Прочитать слово и назвать в нём ударный звук

3.Хоровое чтение

4.Чтение по ролям.

5.Чтение одного и того же слова, с выражением разных чувств.

Методика работы над рассказом Петровой В.Г.(1988)

1.Предварительная беседа. Цель- подготовить учащихся к восприятию произведения. Подготовка может происходить по- разному.

В подготовительную работу входит так же часть словарной работы, объясняются непонятные слова.

2.Чтение текста учителем. Цель - обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися.

3.После первого прочтения проводиться короткая беседа с целью проверки усвоения содержания.

4.Чтение учащимися текста по частям и его анализ. Цель – усвоение содержания читаемого и его анализ.

5.Повторное чтение текста учащимися. Цель - закрепить в сознании учащихся содержание произведения.

6.Пересказ прочитанного. Цель - выяснить, на сколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого.

7.Заключительная беседа. Цель состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при работе частей.

Методика работы над стихотворением В.Г. Петровой(1988):

1.Предварительная беседа

2.Чтение стихотворения учителем и краткая беседа.

3.Чтение стихотворения несколькими учащимися

4.Выборочное чтение по заданиям учителя

5.Чтение стихотворения по частям

6.Чтение стихотворения про себя

7.Чтение стихотворения учащимися по очереди.

Методика работы над рассказом А.К.Аксёновой(1994):

1.Вступительная беседа

2.Чтение текста учителем

3.Чтение текста учащимися

4.Анализ текста и словарная работа

5.Повторное чтение текста учащимися

7.Задание на дом.

Методика работы над стихотворением А.К.Аксёновой(1994):

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: · умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; · умения управлять своими эмоциями; · наблюдательность и переключаемость внимания; · социальная перцепция , т.е. понимание психологического состо ...

Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru