Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной школе VIII вида

Новая педагогика » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной школе VIII вида

На современном этапе образования острой становится проблема речевой и связанной с ней аналитико-синтетической деятельности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Общеизвестно, что от уровня практического овладения учащимися словесной речью зависит успешное приобретение различных знаний. Основное компенсаторное направление работы по развитию речи осуществляется на уроках чтения и литературы, где особое место отдается использованию и применению словесных методов.

Словесные методы применяются учителями специальных (коррекционных) школ достаточно широко. Этот метод оказывает огромное влияние на речевую, познавательную, воспитательную деятельность и так же на состояние эмоционально-волевой сферы школьников.

Использование словесных методов является не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.

Данная группа методов значительно повышает уровень речевого развития ребёнка, обогащает словарный запас и помогает избавиться от таких особенностей речевого недоразвития как: замещение, аффиксальное смещение, повторы, замены и т.д.

Однако вопросы непосредственно связанные с особенностями применения словесных методов, недостаточно разработаны и мало проведено исследований в плане их влияние на речевое развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

Исследования влияния особенностей использования словесных методов на учебный процесс и развитие речи ребёнка представляет определённый интерес, так как имеющиеся у учащихся трудности в развитии познавательного процесса и эмоционально-волевой сфере можно корригировать с помощью применения методов данной группы на уроках и в обычной жизни.

Специальные исследования влияния словесных методов на речь и познавательную деятельность ребёнка с аномальным развитием Аксёнова А.К.(1994), Гилевич И.М. (1988), Зикеев А.Г. (1996), Лусс Т.В. (2001) и др. не решают всего круга вопросов связанных с особенностями данных методов и способами их влияния на учебную деятельность ребёнка.

Проблема исследования.

Применение словесных методов на уроках чтения и литературы является неотъемлемой частью успешного усвоения школьной программы и имеет большое значение для развития ребёнка. Существует немало работ посвящённых данному вопросу, но нет единых подходов для их решения.

Объект исследования.

Особенности использования словесных методов на уроках чтения в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования.

Процесс применения и влияния словесных методов на ребёнка с проблемами в развитии на уроках чтения.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что использование на уроках чтения приёмов, входящих в состав словесных методов, будет способствовать коррекции речи и развитию аналитико-синтетической деятельности детей с нарушением интеллектуального развития.

Цель исследования.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения словесных методов на уроках чтения и литературы, показать их особенности и рассмотреть как данные методы будут влиять на развитие психических процессов и аналитико-синтетической деятельности ребёнка.

Задачи исследования.

1.Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.

2. Рассмотреть словесные методы в теории и практике.

3.Выявить влияние словесных методов на развитие аналитико-синтетической деятельности и речи детей с проблемами в развитии.

Методы исследования

, определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относиться анализ медицинской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребёнка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, оценка результатов.

Теоретическая значимость

, определяется тем, что результаты работы позволят расширить и углубить научные знания и представления об особенностях использования словесных методов на уроках чтения и литературы и определить влиянии данных методов на развитие аналитико-синтетической и речевой деятельности ребёнка с проблемами в развитии.

Практическая значимость,

заключается в выявлении более эффективного применения словесных методов на уроках чтения и их влияние на основные психические процессы, и речь ребенка с проблемами в развитии.

Организация исследования

. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №6, во 2 «А» классе. В классе учатся 12 человек из них 7 девочек и 5 мальчиков.


Похожие статьи:

Виды воображения
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов. По признаку активности различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и вол ...

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru