Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Страница 1

Интеллектуальная собственность (ИС) – это очень тонкое и расплывчатое понятие. Правильнее говорить об ИС не как о сложившемся понятии, а как о сложном динамично развивающемся институте, т.е. постоянно пополняемой системе правовых норм, установившихся правил и стереотипов поведения. По оценкам ряда западных экспертов, в капитале промышленных, инженерных, торговых фирм до 30-40 % приходится на долю интеллектуальной собственности.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., трактует понятие ИС максимально широко, а к объектам прав ИС относят:

6. литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);

7. исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторскими правами);

8. изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются патентным правом и правом промышленной собственности).

Законодательство каждой конкретной страны, включая Россию, несколько сужает приведенное выше понятие ИС.

Другим важнейшим понятием является понятие секрета производства (ноу-хау). Это техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищает от незаконного использования третьими лицами, при условии что:

6. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьими лицами;

7. к этой информации нет свободного доступа, на законном основании;

8. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Большинству социологов и экономистов уже давно стало ясно, что основой и капитала, и национального богатства является не "прибавочная стоимость", создаваемая рабочим в процессе производства и "отчуждаемая", т.е. отнимаемая у него капиталистом, как учит ортодоксальный марксизм, а та новая информация, которая содержится в производимом продукте, увеличивает его потребительскую ценность и снижает его себестоимость. Т.е. основой наблюдающегося во всех странах мира роста богатства и благосостояния общества является не "сверхэксплуатация трудящихся", а повышение наукоемкости производства.

Нынешняя ситуация в мире свидетельствует о том, что основой процветания производств и стран, в которых развит подобный тип экономики, является не только высокоразвитая и эффективная наука, но и быстрый и эффективный трансфер технологий (их передача, продажа или обмен), инновационный менеджмент, разработка интеллектуальной продукции. Интеллектуальный продукт служит сырьем для информационного века, также как энергетический продукт для индустриального века. Поэтому эффективная коммерциализация достижений науки и технологии – ключ к политическому и экономическому могуществу и высокому качеству жизни.

Поскольку в настоящее время США являются крупнейшей научно-промышленной державой мира, полезно рассмотреть развитие научно-промышленной сферы США как реальное отражение наиболее передовых мировых тенденций в этой области. Например, на огромном мировом рынке химической продукции с годовым оборотом более 1,5 триллиона долларов доля США составляет 25 % при годовом обороте экспорта 70 миллиардов долларов. При этом, несмотря на существование таких гигантов химической индустрии как DuPont, Dow Chemical, Union Carbide и другие, химическая промышленность США представлена в основном мелкими фирмами, имеющими менее 20 сотрудников.

На их долю приходится 58 % из более чем 12 000 химических фирм США! Развитие наукоемкой химической индустрии приводит к высокой потребности в специалистах-химиках самой высокой квалификации не только в исследовательском, но и в промышленном секторе. Более половины американских химиков, имеющих докторские степени, работают непосредственно в промышленном секторе. По этому показателю химия опережает все остальные естественно-научные дисциплины.

То, что химическая промышленность является одной из наиболее наукоемких отраслей современной индустрии, подтверждается и тем, что доля фундаментальных и прикладных исследований химических компаний США в общих затратах на развитие значительно превосходит эти показатели в остальных отраслях (рис. VII-7). Химические компании США расходуют на исследование и развитие почти 5 % от объема продаж, что составляет более 5 млрд. долл. в год (Reisch, 2001). Научные подразделения крупных корпораций представляют собой современные, хорошо оборудованные исследовательские ячейки, ведущие научную работу как в области фундаментальных исследований, так и в сфере разработок, хотя в их исследовательской деятельности, естественно, преобладает прагматическая направленность, заставляющая отдавать предпочтение именно прикладным разработкам, а не фундаментальным исследованиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности
Решающим фактором формирования необходимого и достаточного уровня готовности специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности является система организационного и содержательного обеспечения образовательного процесса. Результаты исследования, рассмотренные выше (2.1.), позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности будущих педагогов физической культуры к в ...

Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и зарубежной школы
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru