Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения. Проблема выбора

Новая педагогика » Профильное обучение проблемы и решения » Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения. Проблема выбора

Страница 1

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Дело, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности школы.

Впрочем, идея эта возникла давно. Так, история формирования профильного обучения в образовательных учреждениях Ульяновской области берет начало еще в девяностых годах прошлого столетия. Именно тогда педагогические коллективы общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав отдельных вузов одновременно пришли к мысли о необходимости такого нововведения и начали поиск путей его реализации. Мы все хорошо понимаем, что подобный переход (пусть даже в отдельных образовательных учреждениях) представляет собой серьезное структурное преобразование, затрагивающее целый ряд важных составляющих школьной жизни.

Прежде всего, встает проблема выбора. Известно, что часть школьников уже в достаточно раннем возрасте имеет ясные и четкие представления о будущей специализации, готова к ней, более того, стремится как можно быстрее осуществить свои мечты. Другие приходят к внутреннему определению своего выбора значительно позднее. Первые требуют избавить их от общеобразовательных "непрофильных" предметов и дать возможность заниматься любимой литературой или физикой. Вторые, наоборот, утверждают, что им все интересно (или все неинтересно) и поэтому в свои 14-15 лет не готовы четко сформулировать собственные желания.

Наличие двух полюсов в среде подростков выдвигает проблему создания разноуровневых образовательных программ, дающих возможность сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В настоящее время в учебных заведениях Ульяновской области сложилась четырехуровневая система общего образования: коррекционный, общеобразовательный, профильный (расширенный) и углубленный уровни. Важным моментом является осознанное представление места профильного образования на рынке образовательных услуг. Наличие в образовательных программах только двух уровней долгое время приводило к тому, что основная масса подростков получала общее "среднее" образование, а другая - меньшая часть (способные, часто талантливые счастливчики) - осваивала повышенный уровень в лицеях, гимназиях, "углубленке". Такая ситуация не дает возможности развивать способности подростков, которые не столь талантливы, чтобы учиться в лицее или гимназии, но уже имеют сформированный интерес и желание к получению конкретных знаний. Им скучно в средней школе и часто, к большому сожалению, они-то и пополняют ряды асоциальных группировок. Именно эта подростковая среда и стала главным заказчиком профильного обучения на рынке образовательных услуг.

Таким образом, профильная, третья ступень должна была, с одной стороны, дать образование более интересное и направленное, чем общеобразовательная школа, с другой - не перегружать учащегося научными изысками, как это часто происходит в лицеях или гимназиях.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Общение как средство педагогического сотрудничества
общение педагогический диалогический невербальный Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Общение , или коммуникация, – широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания ме ...

Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окосте ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru