Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Дело, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности школы.
Впрочем, идея эта возникла давно. Так, история формирования профильного обучения в образовательных учреждениях Ульяновской области берет начало еще в девяностых годах прошлого столетия. Именно тогда педагогические коллективы общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав отдельных вузов одновременно пришли к мысли о необходимости такого нововведения и начали поиск путей его реализации. Мы все хорошо понимаем, что подобный переход (пусть даже в отдельных образовательных учреждениях) представляет собой серьезное структурное преобразование, затрагивающее целый ряд важных составляющих школьной жизни.
Прежде всего, встает проблема выбора. Известно, что часть школьников уже в достаточно раннем возрасте имеет ясные и четкие представления о будущей специализации, готова к ней, более того, стремится как можно быстрее осуществить свои мечты. Другие приходят к внутреннему определению своего выбора значительно позднее. Первые требуют избавить их от общеобразовательных "непрофильных" предметов и дать возможность заниматься любимой литературой или физикой. Вторые, наоборот, утверждают, что им все интересно (или все неинтересно) и поэтому в свои 14-15 лет не готовы четко сформулировать собственные желания.
Наличие двух полюсов в среде подростков выдвигает проблему создания разноуровневых образовательных программ, дающих возможность сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В настоящее время в учебных заведениях Ульяновской области сложилась четырехуровневая система общего образования: коррекционный, общеобразовательный, профильный (расширенный) и углубленный уровни. Важным моментом является осознанное представление места профильного образования на рынке образовательных услуг. Наличие в образовательных программах только двух уровней долгое время приводило к тому, что основная масса подростков получала общее "среднее" образование, а другая - меньшая часть (способные, часто талантливые счастливчики) - осваивала повышенный уровень в лицеях, гимназиях, "углубленке". Такая ситуация не дает возможности развивать способности подростков, которые не столь талантливы, чтобы учиться в лицее или гимназии, но уже имеют сформированный интерес и желание к получению конкретных знаний. Им скучно в средней школе и часто, к большому сожалению, они-то и пополняют ряды асоциальных группировок. Именно эта подростковая среда и стала главным заказчиком профильного обучения на рынке образовательных услуг.
Таким образом, профильная, третья ступень должна была, с одной стороны, дать образование более интересное и направленное, чем общеобразовательная школа, с другой - не перегружать учащегося научными изысками, как это часто происходит в лицеях или гимназиях.
Похожие статьи:
Особенности культурного поведения подростков с нарушением
интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию "интеллект", к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus - разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как "относительная устойчивая структура умственных способностей индивида". Нарушение инт ...
Теоретические аспекты
использования активных форм обучения биологии
Прежде чем перейти к рассмотрению активных форм обучения, попробуем разобраться, что в педагогике вкладывается в понятие «форма». Форма в обучении означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса. Современные дидакты выделяют такие группы форм обучения: • формы организации всей системы обучения, учебно-воспитательного пр ...