Традиции и проблемы семейного воспитания в Китае

Новая педагогика » Традиции и проблемы семейного воспитания в Китае

Страница 1

Современный Китай – это феноменальное государство, которое обладает невероятной индустриальной мощью и огромным экономическим потенциалом. Несмотря на то, что Китай по сей день является развивающейся страной, её развитие происходит весьма стремительными темпами. За счёт многомиллионного китайского населения ВВП государства находится на втором месте после США. Ещё бы – ведь более 50% продаваемых в мире фотоаппаратов, 30% кондиционеров, 25% стиральных машин и примерно 20% холодильников выпускаются неустанными жителями Поднебесной.

Существует вполне оправданный стереотип, что китайцы – трудолюбивые, честные и исполнительные люди. Именно благодаря этим качествам и искреннему патриотизму китайского народа их страна с каждым годом становится всё лучше и привлекательнее. Возникает закономерный вопрос: каким образом воспитывается такая нация?

Словосочетание «воспитание нации» я выбрала не случайно. В научной статье «Традиции семейного воспитания в Китае» автора Ван Янь Янь упоминается афоризм Конфуция: «Государство – это большая семья, а семья – малое государство». Самое главное в традиционной китайской семье – воспитать ребёнка не для эгоистичных целей, а для общественной пользы. Человек-винтик должен идеально вписаться в социальные рамки. Иначе в системе может произойти сбой. Именно поэтому маленьких детей учат сначала вежливости и достойному поведению, а уже потом – действиям на благо родины. Конечно, можно возмутиться тому, что у ребёнка отнимают право на индивидуальное, а значит, творческое начало. С другой стороны, наблюдая поведенческий беспредел и аморальность младших школьников в Беларуси, России и Украине, невольно ловишь себя на мысли, что слишком уж много «свободы творческого развития» родители дают своим чадам.

Наверное, дело в том, что у нас не существует понятия «жэнь», которое заменяет китайцам десятки русских слов: справедливость, гуманность, честность, верность, преданность, человечность, искренность, доброта, взаимопомощь… В Китае невозможно стать богатым и успешным, если ты не обладаешь качествами настоящего человека. То ли дело славяне: вы когда-нибудь видели карьериста с жизненной позицией «жэнь»? В нашем бизнесе его бы называли не иначе, как «пень», «тюлень» или «олень»…

В Китае не принято баловать детей, покупать им квартиры и машины, откладывать деньги на свадьбу и прочее (узнаёте?). Строгость в семье не ограничивается только финансовыми вопросами. Китайские родители видят в своих детях победителей и воспитывают их с установкой на беспрецедентный успех. Китайский школьник обязан приносить только высшие отметки, а за четверку его могут запросто выставить за дверь. Это совсем не говорит о том, что ребёнка не любят. Просто, таким образом родители формируют его отношение к труду и обязанностям. Ведь они прекрасно знают, какая жесткая конкуренция в Китае. Конкурс в высшие учебные заведения достигает цифры 300 человек на место, а на работу берут только дипломированных специалистов. «Добиться чего-то в жизни можно только упорным трудом», – твердят китайские родители. С самого детства человек понимает, что будущее зависит только от его усилий. Ни родители, ни их социальное положение не помогут ему стать профессионалом и занять своё место в мире. Кроме всего прочего, во многих китайских семьях ребёнку не разрешается ночевать вне дома, смотреть телевизор, сидеть за компьютером, участвовать во внешкольных мероприятиях… А такого понятия, как «капризничать», у китайцев и вовсе не существует.

Конфуцианство, являющееся одной из трёх основных религий китайцев, проповедует так называемый «сяо» – культ семьи и повиновения младших старшим. Согласно традициям, дети служат родителям и строго подчиняются их воле. Поэтому в дошкольном возрасте особенно актуальным для ребёнка становится личный пример взрослых. Правило психологического «зеркала», основанное на детской впечатлительности и желании подражать, известно и в европейской педагогической практике. Однако китайцы придают личному примеру особенное значение, кроме того, тщательно выбирают окружение своего ребёнка.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Использование активных форм организации обучения биологии в кружковой работе
Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, зак ...

Сущность рефлексии и способы ее проведения
Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»: - предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности; - по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о д ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru