Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Страница 1

В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца.

Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста

Цели:

Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов игрушек из глины или теста;

Задачи:

Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.

Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.

Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.

Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.

Методические приемы

Оборудование

I. Теоретическая часть

1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. "Символика образов мироздания в народном искусстве"

2. Постановка проблемы.

3. Новая тема "Истоки образов глиняных игрушек" а) объяснение учителя; б) практическая работа по декорированию (разд. материал);

4. Решение проблемы, ответы учащихся.

Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод

Запись на доске.

Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций;

Запись в тетради

Беседа с учащимися, поиск решения проблемы, записи в тетради.

Наглядное пособие "Древние знаки мироздания"

Игрушки из м/фонда, наглядные пособия: "Трипольские богини плодородия" "Стилизованные образы птиц" Костяные амулеты "Утко-кони "

II. Практическая часть

1. Постановка практической задачи 2. Практическая работа

III. Заключение

Анализ выполненных работ, подведение итогов

Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися

Самоанализ, анализ, выявление недостатков. Метод поощрения: Отбор лучших работ на выставку (в м/ф)

Музыкальный фон.

Демонстрация работ

План занятия

Теоретическая часть.

Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.

Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.

Сообщается тема занятия.

Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской игрушкой.

Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?

Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)

Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:

Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?

(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия "Древние символы мироздания")

Рисунок 1

Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:

С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в игрушке из теста или глины? (Запись на доске)

Женские образы.

Самые распространенные образы в игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай. Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия "Трипольские богини плодородия"). Дети отвечают на вопрос: "Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?" – (Отпечатки зерен, знаки земли и засеянного поля).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования
Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и создавать. Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «И ...

Творческое воображение младшего школьника
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёт ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru