Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста

Страница 3

Полкан.

Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему "невоображаемую резвость и быстроту". Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.

Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.

Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.

После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):

Женщина – олицетворение земли, плодородия, урожая

Конь – светило, солнце, плодородие

Олень, лось , баран – небо и солнце, довольство и благо

Птица – солнце, небо, воздух

Утушка – вода и влага небесная

Полкан – солнце и силы добра

Сирин – добро и благополучие

Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: "С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?" После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего "рода - племени", его благополучии и довольстве.

Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: "Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?". (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).

Практическая часть.

Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:

1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.

2. Усилить смысловое значение образа декорированием.

Дети готовятся к занятию. Во время подготовки глины к работе (проминка) ставится несколько вопросов, уточняющих задание: а) какие способы декорирования могут быть использованы при выполнении задания (процарапывание, налепы, художественная роспись, роспись ангобами); б) поскольку работа должна быть представлена в законченном виде ребята определяют какой способ декорирования им следует исключить? (Худож. роспись, т.к. ею можно воспользоваться только после обжига); в) какой способ лепки является наиболее подходящим для выполнения этого задания? (Лепка из куска).

Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.

По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.

В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.

Оборудование для педагога:

Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.

Оборудование для детей:

Альбомы (тетради), карандаши, ручки.

Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.

Занятие 2. План-конспект занятия в студии "Тестопластика"

Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива (В. Сухомлинский)

Цели и задачи:

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами.

Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, в её бесконечном многообразии, развивать творческие способности.

Воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей.

Оборудование: общая композиция - панорама лета, выполненная в технике рельефной лепки.

Материал и инструменты: тесто, стеки, вода, краски, клей, кисти, лак, колпачки фломастеров, иллюстрации картин по теме "Лето", репродукции, стихи; музыкальный ряд: песня "Ах, лето", "Времена года".

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочих мест и наличия оборудования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Предупреждение речевых ошибок методом анализа
Исправление ошибок учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Эффективность это вида деятельности, в конечном счете, определяет эффективность учебного процесса в целом. В практике преподавания иностранных языков широкое распространение получил метод коррекции посредством анализа ошибки. Это прием успешно используется при формировании навыков разных видов речевой деятельности на иностранном ...

Профессиональные обязанности классного руководителя
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования. Цель работы классного руководителя – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жиз ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru