Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Страница 6

В данной главе проведен теоретический анализ понятий коммуникации и общения, коммуникативных навыков, коммуникативной потребности, мотивации общения, функций общения и речи. Так, мы определили, что коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений. Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности; в основе формирования коммуникативных навыков лежит идея личностно-ориентированного подхода.

В ходе исследования была выявлена структура коммуникативных навыков дошкольников, которая включает компоненты: когнитивный (наличие представлений о роле человека в окружающем мире, в системе взаимоотношений с другими людьми, о вербальных и невербальных средствах общения, об эмотивной сфере человека; наличие знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях); мотивационно-потребностный (наличие потребности использовать социально одобряемые формы общения, устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения; наличие социально- и личностно – позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром); деятельностный (использование коммуникативных умений и навыков в процессе общения; способность к эмпатии, эмоциональной идентификации; адекватность поведения в конфликтных ситуациях; владение вербальными и невербальными средствами коммуникации); оценочный (адекватная самооценка; адекватное восприятие действий партнера по общению. Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вопросы специфической роли сверстника в развитии личности ребенка, в развитии коммуникативных навыков широко обсуждались в психологической литературе. Практически во всех исследованиях этот вопрос решается в сопоставлении двух сфер общения ребенка: с взрослыми и со сверстниками. Но, так или иначе, то значение, которое имеет общение в жизни человека, признается всеми психологическими школами.

Выделяют несколько основных причин нарушения формирования коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией: нарушения речевой моторики, ограниченность речедвигательных возможностей; особенности психического развития, нарушения формирования личности, эмоционально – волевой сферы и поведения; несовершенство социального воспитания (гиперопека и др.), преобладание лечебного воздействия над педагогическим, частая госпитализация; речевой негативизм вследствие некорректного построения общения и педагогических ошибок (отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучению, преобладание субъект-объектных отношений).

Так, ошибки воспитания (гиперопека и др.) могут еще более усугублять отставание в развитии коммуникативных навыков. Ребенок с псевдобульбарной дизартрией при детском церебральном параличе в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи и общения. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке создают неблагоприятные предпосылки для развития коммуникативных навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...

Требования к организации факультативных занятий по математике
Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой. Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобр ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru