Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Страница 6

В данной главе проведен теоретический анализ понятий коммуникации и общения, коммуникативных навыков, коммуникативной потребности, мотивации общения, функций общения и речи. Так, мы определили, что коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений. Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности; в основе формирования коммуникативных навыков лежит идея личностно-ориентированного подхода.

В ходе исследования была выявлена структура коммуникативных навыков дошкольников, которая включает компоненты: когнитивный (наличие представлений о роле человека в окружающем мире, в системе взаимоотношений с другими людьми, о вербальных и невербальных средствах общения, об эмотивной сфере человека; наличие знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях); мотивационно-потребностный (наличие потребности использовать социально одобряемые формы общения, устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения; наличие социально- и личностно – позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром); деятельностный (использование коммуникативных умений и навыков в процессе общения; способность к эмпатии, эмоциональной идентификации; адекватность поведения в конфликтных ситуациях; владение вербальными и невербальными средствами коммуникации); оценочный (адекватная самооценка; адекватное восприятие действий партнера по общению. Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вопросы специфической роли сверстника в развитии личности ребенка, в развитии коммуникативных навыков широко обсуждались в психологической литературе. Практически во всех исследованиях этот вопрос решается в сопоставлении двух сфер общения ребенка: с взрослыми и со сверстниками. Но, так или иначе, то значение, которое имеет общение в жизни человека, признается всеми психологическими школами.

Выделяют несколько основных причин нарушения формирования коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией: нарушения речевой моторики, ограниченность речедвигательных возможностей; особенности психического развития, нарушения формирования личности, эмоционально – волевой сферы и поведения; несовершенство социального воспитания (гиперопека и др.), преобладание лечебного воздействия над педагогическим, частая госпитализация; речевой негативизм вследствие некорректного построения общения и педагогических ошибок (отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучению, преобладание субъект-объектных отношений).

Так, ошибки воспитания (гиперопека и др.) могут еще более усугублять отставание в развитии коммуникативных навыков. Ребенок с псевдобульбарной дизартрией при детском церебральном параличе в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи и общения. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке создают неблагоприятные предпосылки для развития коммуникативных навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...

Разработка методики проведения занятий с использованием ИТ
Изучение и использование ИТ в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. В рамках данной курсовой мы рассмотрели государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050500 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)». На основании Государственного образовательного ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru