Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один – два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.
Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет. Они должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп (то замедляя, то ускоряя его), но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряженным. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребенок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что дает возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15-20 минут (в зависимости от утомления ребенка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.
В процессе логопедической работы, направленной на коррекцию речевого дефекта, нами преследовались следующие цели: развитие умения у ребенка расслаблять все спастические мышцы, достижение полной амплитуды произвольных движений, удержание активного речевого органа в определённом положении, развитие силы мышечных сокращений, затормаживание сопутствующих содружественных движений (синкинезий), достижение скорости, точности движений, выполнение сложных комплексных движений и лёгкость переключения с одного артикуляционного уклада на другой.
Работа над дыханием начиналась с общих дыхательных упражнений, цель которых - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Работа над дыханием начиналась с общих дыхательных упражнений, цель которых - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
Приёмы постановки: а) отработка различных видов дыхания: - вдох и выдох носом, - вдох носом, а выдох ртом и наоборот, - вдох и выдох ртом; б) пропевание гласных звуков на выдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Использовались упражнения с сопротивлением.
В процессе отработки речевого дыхания большое значение имели и специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбирались дифференцированно в зависимости от возраста, характера нарушения дыхания и других параметров. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводилась в тесном единстве. Центральным разделом логопедической работы являлась выработка и автоматизация навыков артикуляции, которая имеет свои особенности, обусловленные патогенезом псевдобульбарной дизартрии.
Комплексы упражнений были подобраны индивидуально с учётом характера дизартрии, степени её выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включались и дыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса (короткий судорожный вдох). Поэтому проводилась работа по развитию глубины и продолжительности вдоха и выдоха, умения произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос.
Следующей причиной нарушения формирования коммуникативных навыков при псевдобульбарной дизартрии являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере предполагает:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Похожие статьи:
Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...
Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступ ...