Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий

Страница 1

Научно-обоснованная организация отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация охватывает широкий круг проблем, связанных с оздоровительным отдыхом и предполагающих их комплексное использование с соответствующей организацией и планированием.

Рекреация может осуществляться как в специально создаваемых учреждениях (санатории, базы отдыха, пансионаты), так и посредством смены видов деятельности в любительских объединениях по интересам, участие в досуговой деятельности в учебных заведениях, предприятиях, в неформальном общении и с оптимальной организацией собственной жизнедеятельности во внерабочее время.

В рекреации важным средством является двигательная активность, поэтому понятие «двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательный компонент с использованием физических упражнений.

Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха.

Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

Содержание и формы двигательной рекреации, в отличие от других видов физической культуры, легко могут быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.

В цивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, она совмещается с занятиями по интересам и массовым оздоровительным спортом.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Из этого вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность:

· гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);

· оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);

· развивающая (поддержание физических кондиций);

· воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреации в сочетании с другими сферами жизнедеятельности ребенка с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.

Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (схема 1).

Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность ребенка с нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным занятием. Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый самостоятельный выбор двигательной активности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самого человека и регламентируемой физическими и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений функций организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательной рекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или волейболом. Основные отличия состоят в следующем. Обязательным атрибутом занятий, включая и рекреативно-оздоровительные, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, определенное соотношение общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые в результате адаптации организма должны привести ребенка с отклонениями в развитии, занимающегося спортом, к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и психолога, контролирующих состояние детей-инвалидов.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Условия профессионального саморазвития
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. (Рис 3) Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность студента в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, ...

Технологии интегрированного обучения
Возрождение национальной системы образования требует новых теоретических подходов как к определению содержания ( программное обеспечение учебного процесса ), так и к разработке новых технологий обучения. Широкое применение новых технологий выступает общими теоретическими критериями определения новизны содержания школьного образования. Указом № 116 от 12.04.1996 Министерства образования Украины бы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru