Проблема ценностей и ценностного отношения в науке

Страница 8

Таким образом, рассмотрев на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы основные аспекты изучения проблемы ценностей и ценностных отношений, мы сделали следующие выводы:

1. Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

2. В зависимости от целей и задач, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности отражают основную жизненную перспективу, основные цели, определяющие то, что человек ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека. Инструментальные ценности выступают ориентирами при выборе определенного типа поведения или действия в конкретных жизненных ситуациях.

3. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и только появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми.

4. В психологической науке принято выделять условно-рефлекторный, конкретно-эмоциональный, конкретно-личностный и собственно-духовный уровни развития ценностного отношения личности. При этом, структура ценностного отношения представлена тремя основными компонентами: когнитивным, аффективным и операционально-деятельностным.

5. В контексте исследуемой проблемы, мы рассматриваем профессиональную деятельность будущего учителя, прежде всего, как средство развития его творческого потенциала и как фактор формирования внутренней позиции ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей. Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности при этом, определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Похожие статьи:

Планирование самостоятельной работы
Основной формой обучения на заочных курсах для меня будет самостоятельная работа над учебным материалом по изучаемым предметам, с использованием методических материалов и указаний (с разбором типовых примеров, задач и упражнений по разделам математики, физики и русского языка, задания для самостоятельной работы). Решение контрольных работ с применением учебных пособий. А так же консультации с пре ...

Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru