Проблема ценностей и ценностного отношения в науке

Страница 6

превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей .

О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру: предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве внешних (высших) критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.

В.Н. Мясищев рассматривает типы ценностного отношения:

к миру вещей, явлениям природы;

к людям, явлениям социума;

к самому себе.

Рассматривая динамику развития ценностного отношения, В.Н. Мясищев определил и уровни его развития:

условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители;

конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.;

конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру;

собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности .

Исследуя проблему базовых основ ценностного отношения человека к окружающей действительности, ряд философов, таких как М.С. Каган, Т.В. Сохраняева, С.Г. Спасибенко и др. разрабатывают проблему эмоционального и рационального компонента ценностей. Так, М.С. Каган, рассматривая вопрос взаимосвязи ценностного отношения к окружающей действительности и знаний человека о мире и, сделал вывод о том, что от знания нет практического пути к действию. При этом он, признавая определенную значимость знаний о мире, тем не менее, основой ценностного отношения рассматривал эмоции и чувства.

С.Г. Спасибенко отмечает, что эмоциональное (эмоции и чувства) и рациональное (знания о мире) представляют собой два тесно взаимосвязанных компонента. Эмоции и чувства, включаясь во все стороны жизнедеятельности, составляют основу, базу для познания человеком окружающей действительности. Так, теоретическое знание норм и правил, не превратившееся в «живое чувство» не всегда совпадает с поведением человека.

Таким образом, ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной.

Определяя структуру отношений, С.Л. Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношений, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека. Принцип значимости составляет основу для актуализации и формирования всякого отношения, которое проявляется в виде активного действия. Категории значимости очень важны, но их объем шире, чем у понятия ценности. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности.

Определение структуры отношений представили в своих исследованиях А.А. Боделев, Я.Л. Коломинский, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубенштейн. Авторы выделяют три основных компонента отношений:

гностический (когнитивный или информационный) компонент выступает как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний – понятий, правил, норм, ценностей, оценок;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Выставка
Не менее значимой и интересной формой организации массового внеклассного мероприятия по технологии является выставка технического и декоративно-прикладного творчества. Выставка – это публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. В рамках школы выставки отражают результаты творческой деятельности школьников, показыв ...

Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru