Проблема ценностей и ценностного отношения в науке

Страница 4

С позиции культурологического подхода: ценности - это компонент культуры. По мнению А.Г. Здравомыслова, мир ценностей – это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей. Ценности - регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данной культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма – общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определенными ценностями. Во многих культурных процессах ценности играют роль эталонов, с их помощью деятельность становится мотивированной, осмысленной. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Кроме того, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Ученые отмечают тесную связь данного понятия с понятием «оценка». В процессе установления значимости предметов и явлений и т.д. окружающей действительности, человек подвергает саму ценность оценке, т.е. осознает степень соответствия данного предмета своим потребностям, а также устанавливает возможность удовлетворения этих потребностей в конкретной ситуации. Оценка может меняться, что обуславливает процесс переоценки ценностей человека. В результате многократных, многоразовых оценок складываются нормы и принципы жизнедеятельности. Приобщившись к культурно-историческому наследию, культурно-историческому опыту, человек может найти уже готовую, исторически сложившуюся систему ценностей и, оценив ее, принять как данное. Однако в процессе активной жизнедеятельности происходит переосмысление этой системы, ее трансформация из объективной человеческой деятельности в реальную.

Таким образом, ценности мобильны, изменчивы, обусловлены непрерывными социокультурными процессами, происходящими как в обществе, так и в жизнедеятельности каждого отдельного человека. Ценности служат своеобразным «фильтром», через который проходят только те оценки, которые близки самому субъекту.

Познание личностью ценности объектов социальной действительности, по мнению И.В. Дубровиной, предполагает наличие у нее определенного способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности ее ценностных отношений.

Таким образом, ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностного отношения.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации, скрытых в ней свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимостью чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. Отношение, в целом, отражает разнообразные связи человека с миром, характеризуется наличием стремления личности, его активности, т.е. чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Активные формы обучения в преподавании математики
Лабораторная работа – это самостоятельная работа учащихся, которая выполняется посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, и, впоследствии, получа ...

Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля. Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (рисунок 4). Контроль - составная часть внутришкольного управ ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru