Особенности внимания заикающихся дошкольников

Страница 1

В последнее время логопеды все больше убеждаются, что при устранении заикания невозможно обойтись без использования психологических методов воздействия. Почему же успешное логопедическое воздействие невозможно без параллельного проведения коррекционной работы по развитию психических процессов?

Дело в том, что возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством кинестетического, тактильного или слухового образа.

Здесь важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение. В этот момент внимание ребёнка направлено внутрь себя, на понимание своих ощущений, при помощи анализаторов ребёнок непроизвольно настраивает внимание на принятие информации, а именно ощущений, которые возникают в определённый момент (например, момент запинки, судороги). В связи с этим можно предполагать, что первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление находятся у ребенка сначала ниже порога ощущений, поэтому первое время они не являются для ребёнка помехой в общении со сверстниками. Но чем чаще ребёнок сосредотачивается на своих запинках, тем их восприятие, становится более отчётливым. И опять же непроизвольно ребёнок обращает внимание, что он говорит не так как все, что что-то мешает ему свободно говорить (двигать языком, губами и т.д.)

Так, непроизвольное внимание, направленное внутрь себя на понимание и запоминание ощущений при появлении заикания выполняет для ребёнка «недобрую» службу. Именно в зависимости от того, насколько внимателен ребёнок к своим ощущениям и к своей речи и зависит то, насколько сильно помешает заикание развиваться ребёнку как личности, то в какой степени разовьётся у него степень фиксации на своём дефекте.

Говоря о степени фиксированности, следует упомянуть, что на основании психолого-педагогических характеристик были выделены три группы заикающихся: с нулевой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на дефекте.

В первой группе оказались дети, которые не испытывали ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечали ее. Эти дети охотно вступали в контакт со сверстниками взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствовали элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, к которой они относились осознанно или неосознанно.

Во вторую группу вошли те, кто испытывал в связи с заиканием неприятные переживания, пытался скрыть или замаскировать свою неправильную речь с помощью уловок. Тем не менее, осознание этими детьми своего недостатка и переживания не выливались в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок обязательно осмысливается через призму собственной неполноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не перерастало у них границ отношения любого человека к какому-либо своему несовершенству, к которому просто не хотелось бы привлекать внимание окружающих.

В третью группу попали детей с постоянной, навязчивой фиксированностью на своем речевом недостатке. Эти дети постоянно концентрировали внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживали их. Всю свою деятельность они ставили в зависимость от речевых неудач. Для них было характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Рассматривая степени фиксированности детей на своём дефекте, учитывая выше сказанное, можно предположить, что нулевая степень фиксированности на дефекте, вероятнее всего связана с тем, что запинки сопровождающие речь ребёнка не перешли порога ощущения и ребёнок не обратил внимание на их появление в речи, он не замечает, что запинки негативно сказываются на общении со сверстниками и взрослыми людьми. И наоборот, навязчивая степень фиксированности вызвана постоянным непроизвольным обращением внимания ребёнка на свои запинки.

Так внутренне внимание заикающегося дошкольника может либо помочь преодолеть дефект, вызвать желание бороться с заиканием, а может, напротив, только осложнить логопедическую работу, в связи с тем, что ребёнок не замечает речевого недостатка.

Внимание, безусловно, занимает важное место, как фактор, который организует психическую деятельность ребёнка, так именно внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность на определённом объекте. Говоря о внимании заикающихся часто отмечают такие качества как неустойчивость, рассеянность, слабая концентрация и малый объём как зрительного, так и слухового внимания. Именно поэтому заикающиеся дошкольники одни из первых попадают в группу риска как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения повышенной утомляемости и заболеваемости. И действительно, педагоги отмечают, что на занятиях заикающиеся дошкольники легко отвлекаются, детям очень сложно длительное время удержать внимание не определённом объекте, или информации, которую пытаются донести до ребёнка. Поэтому большинство специалистов прибегают к большому количеству красочного демонстрационного и раздаточного материала, чтобы постараться как можно дольше удержать внимание ребят. Для того чтобы дети лучше запомнили текст (например, стихотворение) используют сюжетные картинки, схемы или пиктограммы, с целью поддержания сосредоточенности и устойчивости слухового внимания.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий
Научно-обоснованная организация отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация охватывает широкий круг проблем, связанных с оздоровительным отдыхом и предполагающих их комплексное использование с соответствующей организацией и планированием. Рекреация может осуществляться как в специально соз ...

Причины возникновения ошибок
Существует множество причин, почему ученики допускают ошибки в своей речи. Одна из главных причин возникновение ошибок по мнению Натальина В.П. является несформированность соответствующих речевых навыков и умений. Данную причину можно проследить на примере возникновения грамматических ошибок в иноязычной устной речи учащихся. Так, например: количество ошибок в употреблении и образовании временных ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru