Организация учебно-познавательной деятельности

Страница 1

Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Рассмотрю различные подходы к понятию «организация».

«Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. Ожегова организация трактуется как «хорошее, продуманное устройство, внутренняя дисциплина». Согласно «Философской энциклопедии» организация – «упорядочение, налаживание, приведение в систему… объекта, соотношение частей какого-либо объекта». Там же выделяются двойственность понятия «организация», его предметная часть (расположение и взаимосвязь элементов целого) и функциональная часть (действия и взаимодействия этих элементов).

Педагогическая наука опирается на базисные понятия теории научной организации труда. По мнению В.П. Боголепова, организацию можно характеризовать как определенный порядок в структурном и функциональном смысле: взаимосвязь и взаиморасположение элементов некоторого комплекса (предметная и структурная части организации); действия и взаимодействия элементов комплекса (функциональная часть), обусловленных единством целей или выполняемых ими функций и определенными обстоятельствами места и времени. Согласно данной теории организация рассматривается как тот или иной порядок.

Перейду непосредственно к анализу понятия «организация обучения» (Таблица 2), а затем – «организация учебно-познавательной деятельности» (Таблица 3), их структуре и функциям. Как видно из таблицы, практически все авторы определяют организацию обучения как структурное взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, на основе чего под организацией обучения мы понимаем именно структурирование, упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при их совместной деятельности над определенным содержанием учебного материала.

Таблица 2. Подходы к понятию «организация обучения»

Автор

Определение

Особенности

Р.А. Хабиб

Структура и взаимодействие учения (учебной деятельности учащихся) и преподавания (обучающей деятельности учителя) при использовании соответствующих возрасту школьников и данному предмету обучающих средств.

Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся с использованием обучающих средств

И.М. Чередов

Упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя

Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и содержание учебного материала

А.Я. Савченко

Целенаправленная, взаимосвязанная деятельность учителя и учеников (преподавание – учение), которая имеет определенную структуру и содержание, имеет планомерный, систематический характер и проявляется в конкретных результатах

Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся и направленность на планируемый результат

Г.И. Хозяинов

Деятельность педагога, выражающаяся в обосновании, построении и реализации композиционно-структурного объединения компонентов учебного процесса с целью решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях педагогической действительности

Рассматривает деятельность педагога как координатора учебного процесса

К.У. Асимов

Структура взаимодействия учителя и учащихся, определяющая

Отмечает взаимодействие деятельностей учителя и учащихся, а также цели и конечный результат этих деятельностей

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Мультимедийное пособие по теме «Обыкновенные дроби и проценты»
Информационная функция средств обучения, применяемых на уроке, в современном мире меняется. Слово учителя, учебник перестали быть единственным источником информации. С расширением видов и форм представления информации, с развитием возможностей электроники и техники, с появлением телевидения и компьютеров, статические изображения в значительной мере утрачивают свое значение и уступают место динами ...

Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru