В результате анализа компонентов организации учебно-познавательной деятельности можно остановиться на трех, наиболее отражающих суть организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Это мотивационно-целевой, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты.
1. Мотивационно-целевой компонент, предполагающий создание условий для поддержания любопытства, осуществления мотивации учения как направленности школьников на отдельные стороны учебно-познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к ней.
2. Содержательно-операционный компонент состоит из системы ведущих знаний и способов учения. Так как осмысление учебной информации невозможно без использования школьниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности учитель должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений школьников, связанных с переработкой усваиваемой учебной информации. С этой целью в процессе урока необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению фактов с центральным вопросом, умению делать обобщения и выводы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей. О сформированности мыслительных операций у школьников учитель судит по умению ими вычленять существенное, связывать факты, делать выводы.
А.Я. Савченко, отмечает, что содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые и являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.
3. Оценочно-контрольный компонент, предполагающий оценку эффективности учебного труда. Поэтому учебно-познавательная деятельность школьников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самокоррекции. Успешность деятельности школьников во многом зависит от сформированности у них умений управлять ею. Для развития самоконтроля и само коррекции нужно научить школьников правильно работать с контрольными вопросами и ответами, осуществлять прикидку правильности решения задания, сравнивать свое решение с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.
1. Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая отвечает целям, мотивам и задачам обучения и протекает в определенном режиме.
2. Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.
3. Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.
Таким образом, задачи, поставленные в работе выполнены, цель достигнута.
Похожие статьи:
Понятие и психолого-педагогические особенности
мотивации к учению
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и др. Этим обусловлена множественность трактовки сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать». Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» - побудительная причина, повод к какому-то действию. Психо ...
Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема
Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения. К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологиче ...