Организация учебно-познавательной деятельности

Страница 4

В результате анализа компонентов организации учебно-познавательной деятельности можно остановиться на трех, наиболее отражающих суть организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Это мотивационно-целевой, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты.

1. Мотивационно-целевой компонент, предполагающий создание условий для поддержания любопытства, осуществления мотивации учения как направленности школьников на отдельные стороны учебно-познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к ней.

2. Содержательно-операционный компонент состоит из системы ведущих знаний и способов учения. Так как осмысление учебной информации невозможно без использования школьниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности учитель должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений школьников, связанных с переработкой усваиваемой учебной информации. С этой целью в процессе урока необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению фактов с центральным вопросом, умению делать обобщения и выводы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей. О сформированности мыслительных операций у школьников учитель судит по умению ими вычленять существенное, связывать факты, делать выводы.

А.Я. Савченко, отмечает, что содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые и являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.

3. Оценочно-контрольный компонент, предполагающий оценку эффективности учебного труда. Поэтому учебно-познавательная деятельность школьников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самокоррекции. Успешность деятельности школьников во многом зависит от сформированности у них умений управлять ею. Для развития самоконтроля и само коррекции нужно научить школьников правильно работать с контрольными вопросами и ответами, осуществлять прикидку правильности решения задания, сравнивать свое решение с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

1. Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая отвечает целям, мотивам и задачам обучения и протекает в определенном режиме.

2. Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

3. Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.

Таким образом, задачи, поставленные в работе выполнены, цель достигнута.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Особенности общения детей с псевдобульбарной дизартрией, а также данные социометрического исследования послужили отправными ориентирами при разработке методики экспериментального общения. Под коммуникативными навыками мы подразумеваем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь ...

Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru