Организация учебно-познавательной деятельности

Страница 4

В результате анализа компонентов организации учебно-познавательной деятельности можно остановиться на трех, наиболее отражающих суть организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Это мотивационно-целевой, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты.

1. Мотивационно-целевой компонент, предполагающий создание условий для поддержания любопытства, осуществления мотивации учения как направленности школьников на отдельные стороны учебно-познавательной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к ней.

2. Содержательно-операционный компонент состоит из системы ведущих знаний и способов учения. Так как осмысление учебной информации невозможно без использования школьниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности учитель должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений школьников, связанных с переработкой усваиваемой учебной информации. С этой целью в процессе урока необходимо обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, сопоставлению фактов с центральным вопросом, умению делать обобщения и выводы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей. О сформированности мыслительных операций у школьников учитель судит по умению ими вычленять существенное, связывать факты, делать выводы.

А.Я. Савченко, отмечает, что содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые и являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.

3. Оценочно-контрольный компонент, предполагающий оценку эффективности учебного труда. Поэтому учебно-познавательная деятельность школьников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самокоррекции. Успешность деятельности школьников во многом зависит от сформированности у них умений управлять ею. Для развития самоконтроля и само коррекции нужно научить школьников правильно работать с контрольными вопросами и ответами, осуществлять прикидку правильности решения задания, сравнивать свое решение с образцом, уметь высказывать свою точку зрения.

1. Под организацией учебно-познавательной деятельности следует понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, которая отвечает целям, мотивам и задачам обучения и протекает в определенном режиме.

2. Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

3. Основными компонентами, отражающими организацию учебно-познавательной деятельности являются мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-контрольный.

Таким образом, задачи, поставленные в работе выполнены, цель достигнута.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Практические способы формирования положительной мотивации при обучении иностранным языкам в начальной школе
Развитие межкультурной компетенции составляет общеобразовательный аспект стратегической цели начального языкового образования. Формирования межкультурной компетенции предполагает: Воспитание у младших школьников уважения к своей и чужой культуре, открытости для других культур и чувствительности к восприятию привычного и чужого. Формирование у детей положительного отношения и готовности к общению ...

Место игровой деятельности в педагогическом процессе. История развития игровой деятельности
Далее не менее интересный и эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru