Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
· умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
· умения управлять своими эмоциями;
· наблюдательность и переключаемость внимания;
· социальная перцепция
, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
· умение «подавать себя» в общении с учащимися;
· речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общенияили характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
4. умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
· экспрессивных умений и способностей:
o выразительность речи,
o выразительность жестов,
o выразительность мимики,
o выразительность внешнего облика;
· перцептивных умений и способностей:
o умение понять состояние ученика,
o умение установить с учеником контакт,
o умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Похожие статьи:
Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами
В работе над орфограммами, регулируемыми правилами выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и правилом; формирование орфографических умений. Ознакомление с орфограммой и правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового правила ...
Понятие и психолого-педагогические особенности
мотивации к учению
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и др. Этим обусловлена множественность трактовки сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать». Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» - побудительная причина, повод к какому-то действию. Психо ...