Организация учебно-познавательной деятельности

Страница 3

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную «внутреннюю среду» (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности… От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.

Анализ работ В. Оконь, И.П. Подласого, П.И. Пид-касистого позволяет выделить в организации учебно-познавательной деятельности младших школьников семь основных звеньев (таблица 3).

Выделю следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся.

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся.

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности.

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению.

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

Т.И. Шамова так рассматривает организацию учебно-познавательной деятельности учащихся на разных ее этапах.

1. На начальном этапе действия учащихся направлены на осознание ими необходимости нового знания: предварительные практические действия, подводящие к пониманию недостаточности имеющихся знаний; действия, направленные на осознание практического значения изучаемого вопроса; применение имеющихся знаний для анализа и сопоставления фактов.

2. Организация действий учащихся по выявлению связей между фактами нужна на этапе воспроизведения новых знаний и их осмысления.

3. Организация действий по обобщению фактического материала.

4. Следующий этап содержит организацию действий по сознательному применению полученных обобщений: нахождение проявления полученных выводов в конкретной ситуации; использование их в измененных ситуациях.

5. Организация действий, направленных на овладение такими учебными умениями, как планирование, самоконтроль, само коррекция.

Исследователи выделяют различное количество основных компонентов организации учебно-познавательной деятельности. Так, Т.И. Шамова выделяет мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, энергетический, оценочный. Т.А. Матис, А.Б. Орлов, А.К. Маркова – ориентировочный (направлен на анализ условий ситуации, на соотношение ее со всеми возможностями, что приводит к постановке учебной задачи); исполнительный (направлен на активное преобразование учеником изучаемого объекта); оценочный, по контролю и анализу собственной деятельности.

И.Ф. Харламов выделяет целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей ...

Содержание раздела курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ»
информатика школьный учебный компьютер Исходя из всего отмеченного выше, раздел курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ» должен включать следующие темы: 1. Информационные средства. 2. Структура программы. Методы проектирования программы. 3. Основные устройства ЭВМ. 4. Назначение, общие принципы и функции операционной системы. 5. Персональная ЭВМ: развернутая структура; структура програ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru