Рассмотрю понятие «организация учебно-познавательной деятельности». В результате анализа литературы в отношении понятия «организация учебно-познавательной деятельности» учащихся школы первой ступени выделяют три подхода его к определению:
1) в качестве деятельности только учителя (В.И. Загвязинский, Л.П. Кныш, В.П. Стрезикозин, Н.А. Семенов, В.П Тарантей и др.);
2) в качестве деятельности только учащихся (М.А. Данилов, М.С. Загородная, С.Ф. Збандуто, В.И. Есипов, Т.М. Николаева, Т.И. Огородников, О.С. Тесемницина);
3) в качестве взаимосвязи, взаимодействия учителя (управление) и ученика, а также взаимодействия учащихся между собой (В.Я. Голант, К.Б. Есипович, Н.Н. Казанцев, Н.В. Попов, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, А.Я. Савченко, Р.А. Хабиб, В.А. Выхрущ, Г.И. Щукина, В.К. Дьяченко).
Таблица 3. Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения |
1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности |
2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности |
2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности |
3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности |
3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий |
4. Руководство процессом познания научной картины мира. 5. Руководство процессом перехода от теории к практике |
4. Познание научной картины мира. 5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности. |
6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции |
6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире |
7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности. |
7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности. |
Как видно, подходы 1 и 2 являются лишь различными аспектами рассматриваемого понятия, и лишь подход 3 способствует правильному пониманию вопроса. Это связано с тем, что учебно-познавательная деятельность имеет бинарный характер, поэтому, в ее организации должны рассматриваться две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности – учителя и учащихся.
Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.
Похожие статьи:
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей ...
Виды игр в педагогической системе
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний. По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные. По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, и ...