Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Творческое воображение школьников » Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

Страница 1

Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника.

Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру.

Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок пусть подберет из предложенных геометрических фигур ее героев. Каждая фигурка – определенный символ.

Сможет ли ребенок выполнить ваше задание? Как он его воспринимает: с интересом или недоуменно? Может, вовсе не воспринимает, говоря, что фигуры совсем не похожи на героев сказки?

Отношение к заданию – первый показатель развития творческого воображения. Способен ли ребенок на творческий поиск? Отходит ли он от шаблона? Есть ли на самом деле сходство между сказочным персонажем и выбранной геометрической фигуркой?

Умение пояснить свой выбор, как-то аргументировать похожесть фигуры и героя сказки -

второй показатель развития творческого воображения.

Третий показатель

– желание ребенка продолжить игру, иллюстрировать новые сюжеты.

Творческое воображение предполагает самостоятельность мышления школьника, догадливость, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации, яркость и неожиданность возникающих образов, ассоциаций. Без творческого воображения было бы невозможно развивать творческие способности ребенка.

«Круги»

Цель:

изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Характеристика внимания, как психологического процесса
заикание внимание психологический логопедический Для восприятия любого предмета или явления, необходимо, чтобы оно вызвало ответную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность, сосредоточенность психической активности на определённом объекте, при отвлечении от других, называется вниманием. Без внимания не возможно воспри ...

Организация и методика исследования
Эксперимент проводился в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида №6. В 2007-2008 году школа работает в режиме шестидневной недели, в одну смену. Каждому учителю, работающему в школе предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитание детей. Цель нашего исследования - экспериментально проверить эффективность при ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru