Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Творческое воображение школьников » Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

Страница 1

Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника.

Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру.

Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок пусть подберет из предложенных геометрических фигур ее героев. Каждая фигурка – определенный символ.

Сможет ли ребенок выполнить ваше задание? Как он его воспринимает: с интересом или недоуменно? Может, вовсе не воспринимает, говоря, что фигуры совсем не похожи на героев сказки?

Отношение к заданию – первый показатель развития творческого воображения. Способен ли ребенок на творческий поиск? Отходит ли он от шаблона? Есть ли на самом деле сходство между сказочным персонажем и выбранной геометрической фигуркой?

Умение пояснить свой выбор, как-то аргументировать похожесть фигуры и героя сказки -

второй показатель развития творческого воображения.

Третий показатель

– желание ребенка продолжить игру, иллюстрировать новые сюжеты.

Творческое воображение предполагает самостоятельность мышления школьника, догадливость, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации, яркость и неожиданность возникающих образов, ассоциаций. Без творческого воображения было бы невозможно развивать творческие способности ребенка.

«Круги»

Цель:

изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...

Элективные курсы в современной школе
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цел ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru