Состав самодеятельных объединений и его руководство

Страница 2

Многоплановое культурное общение проявляется во всех сферах деятельности объединения. Это – общение руководителя и кружковцев, кружковцев друг с другом и с их коллегами профессионалами, членов объединения с аудиторией и т. д.

Особенно актуально усиление элементов межличностного общения в учебной работе, занимающее ведущее место во многих кружках. Сама природа учебного процесса может подталкивать руководителя, особенно неопытного, на жесткую регламентацию, авторитарность, некритическое повторение опыта учебных заведений или профессиональных коллективов. В творческом объединении требуется вводить в повседневные занятия механизм элементов, развивающих инициативу, самостоятельность (самообразование, участие в планировании учебы, элементы методических поисков самих кружковцев). От насыщения учебных занятий общения и самодеятельностью зависит интенсивность и продуктивность культурно-эстетического развития участников объединения и рост их творческого мастерства. Ограничения кружковой жизни стандартными репетициями, отсутствие системы взаимодействия, направленной на сплочение, совершенствования коллектива – нередкая причина неудовлетворенности членов объединения его работой. Это зачастую приводит к застою в работе, нестабильности состава, а то и к распаду объединения.

Руководитель объединения не всегда чему-то учит его членов. Но он всегда возглавляет и рационально строит совместную деятельность, т.е. выступает как организатор.

Особенности работы объединения требуют от руководителя выполнение трех взаимосвязанных функций:

1) Руководитель – это человек объединяющий группу. Эта функция сходна с неформальным лидерством и требует соответствующих качеств. Они инициативны, им свойственны заинтересованность в достижении общей цели, хорошая информированность о делах группы, общительность и личная привлекательность. Руководитель призван систематически заботится о сплочении группы, о развитии ее внутренних связей, нужных для лучшего достижения общих целей. Он должен помочь каждому ее члену найти достойное и прочное место в системе личностных связей., обделенные симпатиями и товарищеским общением, переживают это болезненно, не могут полно - проявить свои возможности и не редко покидают коллектив. Если в объединении есть изолированные или тем более «отверженные», это снижает прочность всего объединения. Руководитель должен уметь быстро выявлять потенциальных лидеров и выдвигать на ведущие позиции в объединении тех из них кто обладает четкими коллективистскими установками.

2) Руководитель – воспитатель коллектива, т.е. постоянно ориентируется на ведущие принципы воспитания: формирование личности через организацию деятельности, опора на лучшее качество воспитуемых, комплексный подход к воспитанию. Один из главнейших воспитательных факторов – сама личность руководителя, его пример, При этом широчайшее применение должен находить «принцип параллельного действия», т.е. принцип влияния на человека через группу, к которой он принадлежит (А.С.Макаренко).

3) Руководитель – организатор целевой деятельности. В организации любых конкретных дел всегда вплетены определенные воспитательные задачи: работа начинается с выработки стратегий и тактики их решения.

Отметим качества, которыми должен обладать организатор:

- понимание природы человеческих отношений и способностей;

- умение быстро и точно оценивать психологические особенности людей, мотивы их поведения, внутренние составление, отношения с партнерами, способность правильно соотносить задачи коллектива (его составом), ориентироваться в возникающих ситуациях и прогназировать их развитие.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов
На основе анализа теоретической литературы и результатов констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что рефлексивные умения будущих учителей могут быть сформированы следующими путями: 1) Через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технолог ...

Характеристика самостоятельной деятельности детей 6 го года жизни и условия применения в ней сюжетно-дидактических игр математического содержания
В психолого-педагогической литературе самостоятельность отмечается как способность ребенка к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Идеей формирования самостоятельной деятельности интересовались и была анализирована Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и др. Выдающие педагоги и революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюб ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru