Формирование коммуникативной компетентности у студентов

Страница 1

Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.

В последнее время все более пристальное внимание ученых стала привлекать проблема взаимоотношений специалистов в профессиональной деятельности, а также взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что около 70 % различных решений, в том числе и управленческих, принимаются в устной форме, в процессе делового взаимодействия, эффективной коммуникации. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, в частности учебной, в случае образовательного процесса.

Обновление системы образования связывают с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, упор делается на личностно-ориентированную модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект - субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта. Субъектный опыт определяют: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы), что особо значимо для установления эффективных коммуникаций.

Субъект - субъектные отношения в педагогическом училища имеют особенности по сравнению с субъект - субъектными отношениями в школе. Этими особенностями являются содержательные характеристики субъектов: разновозрастной состав студентов, единые целевые установки (получение профессии), наличие социального опыта, опыт коммуникативной деятельности, содержание коммуникативного, материала, предназначенного для усвоения в процессе взаимодействия, коммуникативная компетентность как компонент профессиональных знаний.

Прежде чем рассматривать способы формирования коммуникативной деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как «коммуникация», «коммуникативные способности», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность», и как они отражаются в образовательном процессе.

Анализ литературы позволил определить следующие подходы к формулированию «коммуникаций»:

- сообщение, общение;

- общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности;

процесс обмена информацией;

- смысловой аспект социального взаимодействие.

Таким образом, коммуникация представляет собой самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.

В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций: информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту.

Для полноты коммуникации важно знать эффект - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространяемым является подход, учитывающий три типа результатов:

а) изменение в знаниях;

б) изменение установок;

в) изменение поведения получателя; Эффективность коммуникации установлена:

а) природой источника информации;

б) особенностями форм общения и содержания самих сообщений;

в) обстановкой, в которой люди получают информацию.

В исследованиях выделяют различные виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъектная и т.д.

В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска. Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода (К.Морроу, Е.И. Пассов и др.) в качестве главной цели обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Исследование «Преодоление барьера»
Социологическое исследование. Метод проведения исследования – анкетирование. Место проведения исследования – СЛШ №7 Исходя из целей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7. Были разработаны две анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение). Каждая анкета содержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа) и 2 открыт ...

Понятие и содержание культуры поведения
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. "Человек человеку - друг" - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru