Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.
В последнее время все более пристальное внимание ученых стала привлекать проблема взаимоотношений специалистов в профессиональной деятельности, а также взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что около 70 % различных решений, в том числе и управленческих, принимаются в устной форме, в процессе делового взаимодействия, эффективной коммуникации. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, в частности учебной, в случае образовательного процесса.
Обновление системы образования связывают с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, упор делается на личностно-ориентированную модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект - субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта. Субъектный опыт определяют: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы), что особо значимо для установления эффективных коммуникаций.
Субъект - субъектные отношения в педагогическом училища имеют особенности по сравнению с субъект - субъектными отношениями в школе. Этими особенностями являются содержательные характеристики субъектов: разновозрастной состав студентов, единые целевые установки (получение профессии), наличие социального опыта, опыт коммуникативной деятельности, содержание коммуникативного, материала, предназначенного для усвоения в процессе взаимодействия, коммуникативная компетентность как компонент профессиональных знаний.
Прежде чем рассматривать способы формирования коммуникативной деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как «коммуникация», «коммуникативные способности», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность», и как они отражаются в образовательном процессе.
Анализ литературы позволил определить следующие подходы к формулированию «коммуникаций»:
- сообщение, общение;
- общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности;
процесс обмена информацией;
- смысловой аспект социального взаимодействие.
Таким образом, коммуникация представляет собой самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.
В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций: информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту.
Для полноты коммуникации важно знать эффект - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространяемым является подход, учитывающий три типа результатов:
а) изменение в знаниях;
б) изменение установок;
в) изменение поведения получателя; Эффективность коммуникации установлена:
а) природой источника информации;
б) особенностями форм общения и содержания самих сообщений;
в) обстановкой, в которой люди получают информацию.
В исследованиях выделяют различные виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъектная и т.д.
В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска. Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода (К.Морроу, Е.И. Пассов и др.) в качестве главной цели обучения.
Похожие статьи:
Влияние психических процессов на развитие самостоятельности учащихся
Школьное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства псих ...
Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному зака ...