Формирование коммуникативной компетентности у студентов

Страница 6

Для учителя это тем более важно, поскольку таким образом не только ученик становится ему ближе и понятнее, но и сам учитель оказывается для ребят исключительно значимой и важной инстанцией. Больше того, этот прием – перевоплощение или, точнее, воплощение в образ другого человека принятием его позы – помогает изменить собственное настроение, улучшить самоощущение.

Если позволить ребятам свободно разместиться в классе, на разных уроках они сядут по-разному. О чем это говорит?

Прежде всего – об отношении к предмету, о стремлении к диалогу или желании его избежать, нацеленности на лидирование или на самоуглубление, даже о степени готовности к уроку. И сам учитель занимает различные позиции диалогической готовности: в одном классе он торопливо подходит к столу, стремясь «скрыться» за ним, а в другом – останавливается перед аудиторией.

Посмотрим на учительницу, объясняющую тему и одновременно записывающую материал на доске. Он напряженно смотрит на доску и лишь затем оборачивается к классу, чтобы сделать очередное замечание. Чем занимается класс? Развлекается интересными беседами и беспомощностью наставницы. Та забыла о простой вещи: ни с кем и никогда не разговаривают к нему спиной! Класс, возможно, не знает законов невербального общения, но законы эти находятся в сфере подсознательного, их применение доступно и очевидно для каждого.

У каждого педагога в зависимости от его многочисленных личностных качеств – темперамента, возраста, характера, степени конформизма – существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого учителя его манеру вести урок.

Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению – это хмурое лицо педагога, входящего в класс, однонаправленность его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение его взгляда и речи по отношению к ученику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение.

Педагог, прячущий взгляд, баррикадирующийся столом на протяжении всего урока, разворачивающийся спиной к классу («поза уходящего»), также не будет воспринимать: его речь войдет в противоречие к экстралингвистикой, прямо свидетельствует о нежелании общаться с учащимися. Почему мы не используем перемену, чтобы подготовить необходимую информацию на доске, не стоим вполоборота к классу, когда необходимость работать с доской все же возникает? Ведь зачастую наше лицо, жест, тон голоса говорят больше, чем язык: текст изложения, записанный на диктофон, воспроизводится гораздо менее точно, чем тот же текст, прочитанный учителем в классе! Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной, а сатирическую историю нельзя рассказать с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем. Поэтому будем следить за тем, чтобы наше речевое и невербальное поведение соответствовало друг другу.

Коммуникативная компетентность студентов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения (микроуровне - простейший акт общения «субъект - субъект»; мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).

Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами; понять состояние собеседника; в искусстве воздействия на партнера по общению; в искусстве управлять собственным психическим состоянием. Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Определение компетентности студентов – одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека.

С целью изучения навыков культуры общения со взрослыми, сверстниками было проведено исследование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности . Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на проц ...

Классификация дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальн ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru