Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.
Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.
В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов.
Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».
У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».
Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …
Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».
А к сверстникам иное обращение:
- быстро дай;
- кому сказала, принеси;
- умоляю, сделай.
Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей:
- меняется этический характер отношений между коммуникантами;
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
Похожие статьи:
Особенности выбора профессии у старшеклассников
Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно "перепрыгивать" через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ...
Компетентностный подход в сфере общего образования
Поразмышляем о том, как можно модернизовать образование на компетентностной основе. В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняе ...