Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.
Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.
В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов.
Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».
У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».
Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …
Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».
А к сверстникам иное обращение:
- быстро дай;
- кому сказала, принеси;
- умоляю, сделай.
Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей:
- меняется этический характер отношений между коммуникантами;
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
Похожие статьи:
Дидактические материалы к урокам
Лабораторная работа №1 Тема: Отрезки и многоугольники (5-7 класс). Цели работы: • образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», формирование навыков построения на плоскости. • воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельности исследовательского характера. • развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположе ...
Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному зака ...