Формирование коммуникативной компетентности у студентов

Страница 5

82 % согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93 % отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.

На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов.

Предложенная структурная, модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений студентов на сознательном и бессознательном уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором — изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких, как эмпатия, идентификация и др.

Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

Невербальная коммуникация – мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Учителю же это просто необходимо.

Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 % информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении: «строить глазки», «ходить фертом», «прятать глаза», «повесить голову» … По мимике и жестам читают и состояние человека.

Педагог должен помнить: общение начинается задолго до первого произнесенного слова. Еще только открыв дверь, учитель обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория: знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение – все это важные экстралингвистические факторы речи. Но вот мы вошли в класс и … Улыбнулись? Нахмурились? Сильно хлопнули дверью? Оглядели всех или сфокусировали взгляд на одном? В любом случае общение уже началось, нас «читают». Если учитель находится сзади стола или кафедры, сжимает руки замком, опускает глаза – значит, он боится аудитории, не желает с ней общаться, чего-то стесняется. И класс это заметит. Если можно попытаться использовать слова, «чтобы скрыть свои мысли», то с мимикой и жестом такое не проходит: они обманывать не умеют.

Как вести себя во время урока, чтобы привлечь к себе как можно более пристальное внимание? Как вести диалог, чтобы вызвать в ответ только положительную реакцию? И как научиться понимать невербальный язык собеседника?

Некоторые учителя подтверждают, что «видят» своих ребят насквозь. И действительно предсказывают их поступки. Как это происходит? Одно из объяснений заключается в невербальном взаимодействии. Если буквально отзеркалить человека, незаметно принять его позу, а своему лицу придать его выражение, вы сможете ощутить то, что чувствует ваш собеседник в данный момент. Да и он, в свою очередь, незаметно для себя проникнется к вам симпатией, примет ваши мысли, они покажутся ему его собственными.

Отождествление себя с собеседником или с ролью («дистантное мышление»), попытки посмотреть на мир другими глазами приводят к значительными расширению перцептивной сферы, возможностей воспринять внешние сигналы. Чтобы понять другого, необходимо на некоторое время представить себя им, предвосхитить его поступок, начиная с элементарной речевой реакции.

Так, на занятиях по педагогике по предложению учителя студенты создают импровизированные воспоминания героя, его письма, дневники, как «сделал бы это он сам». И случается чудо: духовное проникновение в образ оказывается реальностью. Авторы методики НЛП подчеркивают: «Вы всегда будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет замечать эти ответы. И словесная (или осознанная) часть ответа редко будет иметь значение». Невербальное оказывается зачастую сигналом более глубоких интуитивных переживаний, чем собственное слово. А привлекая «отзеркаливающий» жест и мимику, можно регулировать бессознательную сферу собеседника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и зауч ...

Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе глухих детей дошкольного возраста
В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца. Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста Цели: Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить че ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru