Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход.
В научной, методической литературе достаточное количество характеристик компетентности. Это позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Компетентностый подход заключается в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности.
Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологию организации образовательного процесса, в том числе и в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Очень важно определить содержание компетенций, которые позволяют ученику адаптироваться в обществе, выбрать соответствующую его потенциалу профессию.
Компетентностный подход представлен в «Стратегии модернизации содержания общего образования», через определение его целей в виде формирования ключевых компетенций в различных сферах деятельности.
На компетентностном подходе основана концепция образованности.
В этом случае образование – процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе исследования социального опыта и осмысления собственного опыта обучаемых.
Образованность с позиции компетентностного подхода – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на свой социальный опыт.
1. Компетентностный подход позволяет пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка.
2. На первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения.
3. Изменение методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности учеников взависимости от их личных склонностей интересов.
4. Радикальный отказ от традиционных процедур оценивания.
Советом Европы определен перечень универсальных компетенций:
· Информационная;
· Социальная;
· Коммуникативная;
· Учебно-познавательная.
Ключевые компетенции как результат образованности учащихся, соответствующий концепции модернизации.
1. Компетенция в познавательной сфере:
v Умение работать с различными источниками информации;
v Умение моделировать;
v Умение наблюдать, ставить эксперимент;
v Умение объяснять явления, процессы и другие познавательные умения.
2. Компетенция в сфере гражданского воспитания:
v Воспитание гражданина;
v Воспитание общественного деятеля, лидера;
v Воспитание потребительской культуры;
v Воспитание избирателя.
3. Компетенция в социально-трудовой деятельности:
v Умение анализировать ситуацию на рынке труда при определении, выборе будущей профессии;
v Умение устанавливать связь между приобретенными знаниями и социальной ситуацией;
v Умение саморазвития, самообразования.
4. Компетенция в бытовой сфере:
v Умение заботиться о своем здоровье;
v Умение организовать быт;
v Умение быть семьянином, выполнять различные социальные роли (быть мужем, женой, отцом, матерью, сыном, дочерью и др.)
Похожие статьи:
Формирование просодического компонента в речи детей с ЗПР средствами
театрализованной игры
В формировании просодического компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) ...
Трансформация сети внешкольных учреждений в систему
дополнительного образования детей
Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменени ...